Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Управление образования Ленинского района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 222 620144, г. Екатеринбург, ул.Серова, д.14, тел.:(343) 210-57-71, факс: (343) 210-36-67, e-mail: dou222@yandex.ru ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения – детского сада № 222 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования, ее организационную и функциональную структуру муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детского сада № 222 (далее ДОУ). 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (в редакции от 14 декабря 2017 г.). Указа Президента Российской Федерации от 09 мая 2018 г. № 212 «О внесении изменения в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607», Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2018 г. № 112 «Об организации в Министерстве просвещения Российской Федерации работы по проведению независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности образовательными организациями», нормативными документами ДОУ. 1.3. Внутренняя система оценки качества образования (далее – ВСОКО) – основной источник информации для получения оценки и анализа качества осуществления образовательной деятельности в соответствии с законодательством РФ в области образования и создания условий для реализации образовательных программ ДОУ, на основе которого принимаются управленческие решения или проводится корректировка принятых ранее решений. 1.4. Под ВСОКО понимается: 1.1. - деятельность по информационному обеспечению управления ДОУ, основанном на систематическом анализе качества осуществления образовательной деятельности в ДОУ, его ресурсного обеспечения и результатов. - проведение комплекса процедур (контроль, наблюдение, обследование, изучение, анализ), направленных на установление уровня соответствия или несоответствия требованиям действующего законодательства РФ в части обеспечения качества образования. 1.5. В настоящем Положение используются следующие термины: Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия требованиям действующего законодательства РФ в части обеспечения государственных гарантий на основе единства образовательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования. Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствии измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования. Внутренняя система оценки качества образования диагностических и оценочных процедур, реализуемых в ДОУ. – целостная система 2 Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования – комплексное отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.6. В качестве источников данных для оценки качества образования используются: - анализ результатов внутреннего контроля образовательной деятельности; - результаты социологического анкетирования участников образовательных отношений; - аналитические отчеты педагогов ДОУ (об итогах реализации образовательных программ, созданных условиях для качественной реализации образовательных программ); - результаты наблюдений организованной деятельности, мероприятий, организуемыхпедагогами ДОУ. 1.7. Положение распространяется на всех сотрудников ДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на сотрудников, работающих по совместительству. 1.8. Настоящее Положение, все дополнения и изменения к нему рассматриваются ипринимаются Педагогическим советом ДОУ, утверждаются приказом заведующего ДОУ. 1.9. Срок действия данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ВСОКО: 2.1. Цель ВСОКО – установление соответствия качества дошкольного образованияв ДОУ действующему законодательству РФ в сфере образования. 2.2. Задачи ВСОКО: - получить объективную информацию о функционировании и развитии образовательного процесса в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, оказывающих влияние на динамику качества образования; - предоставить всем участникам образовательных отношений и общественности достоверную информацию о качестве образования; - сформировать механизм единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в ДОУ; - отслеживать и систематизировать состояние системы образования в ДОУ для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества дошкольного образования. 2.3. Основными принципами ВСОКО являются: - принцип объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - принцип открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; 3 преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; - принцип доступности информации о состоянии и качестве образования для участниковобразовательных отношений; - принцип оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); - принцип инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности участников образовательных отношений к их восприятию); - принцип взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; - принцип соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОУ. 3. 3.1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВСОКО. Организационная структура ДОУ, которая занимается внутренней оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОУ, рабочую группу по сбору, обработке полученной информации в ДОУ. 3.2. Администрация ДОУ: - формирует блок локальных актов, которые регулируют функционирование ВСОКО в ДОУ, утверждает их приказом заведующего ДОУ и контролирует их исполнение; - обеспечивает в соответствии с образовательными программами проведение мониторинговых, социологических и статистических процедур по вопросам качества образования; - организует сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии качества образования на уровне ДОУ; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования в ДОУ; - принимает управленческие решения по повышению качества образования на основеанализа результатов, полученных в процессе оценки, реализации ВСОКО. 3.3. Педагогический совет: - заслушивает информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования в ДОУ; - принимает решения по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе оценки качества. 3.4. Рабочая группа ДОУ: 3.4.1. В состав рабочей группы избираются по рекомендациям коллегиальных органов наиболее компетентные работники. 3.4.1. Функции рабочей группы: - осуществляет сбор и обработку полученной информации о состоянии качества образования в ДОУ через использование следующих процедур: наблюдение в группах, анализ документации и анализ состояния развивающей предметно-пространственной среды и 4 заносит результаты в экспертный лист. - участвует в разработке системы измерений показателей, характеризующих состояние и динамику качества образования в ДОУ. 3.4.2. Содержание деятельности рабочей группы определяется целями, задачами, принципами настоящего Положения и закрепляется приказом заведующего ДОУ и планом-графиком экспертизы. 3.4.3. Срок действия группы определяется содержанием плана-графика. 3.4.5. Рабочая группа прекращает функционирование после отчета об итогах результатов своей деятельности. 3.5. Периодичность проведения ВСОКО - 1 раз в год (апрель-май). 4. 4.1. РЕАЛИЗАЦИЯ ВСОКО. В основе процедуры ВСОКО лежат показатели, характеризующие качество дошкольного образования и шкалы МКДО, разработанные Национальным институтом качества образования. Система включает показатели, связанные с реализацией образовательной деятельности и оказания услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОУ. 4.2. Показатели, характеризующие качество дошкольного образования: - показатели качества для групп ДОУ; - показатели качества для ДОУ в целом; 1. Образовательные ориентиры (2/2). 2. Образовательная программа (4/0). 3. Содержание образовательной деятельности. a. Группа показателей Социально-коммуникативное развитие (4/0) b. Группа показателей Познавательное развитие (5/0) c. Группа показателей Речевое развитие (7/0) d. Группа показателей Художественно-эстетическое развитие (6/0) e. Группа показателей Физическое развитие (4/0) 4. Образовательный процесс (10/0). 5. Образовательные условия (9/11). 6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами (3/1). 7. Взаимодействие с родителями (3/0). 8. Здоровье, безопасность и повседневный уход (10/6). 9. Управление и развитие (3/5). 10*. Реализация регионального компонента дошкольного образования. Итого 70 показателей для уровня группы и 25 показателей для уровня ДОО в целом. Показатели качества для групп ДОУ: 4.2.1. В области качества «Образовательные ориентиры» показателями качества являются(приложение 1): - принципы образовательной деятельности; - понимание ребенка; - наблюдение и документирование процессов развития; - понимание качества образовательной деятельности. 4.2.2. В области качества «Образовательная программа» показателями качества 5 являются(приложение 2): - образовательная программа дошкольного образования. 4.2.3. В области качества «Содержание образовательной деятельности» показателями качества являются (приложение 3): - социально-коммуникативное развитие (эмоциональное развитие; социальное развитие; коммуникативные способности и активности; безопасное поведение); - познавательное развитие (познавательные интересы, любознательность и мотивация; познавательные способности и познавательная активность; воображение и творческая активность; математические представления; представления об окружающем мире: природа, экология, техника; представления об окружающем мире: общество и государство, культура и история. Социокультурные нормы, традиции семьи, общества и государства. Представления об отечественных традициях и праздниках. Многообразие стран и народов мира); - речевое развитие (развитие речевого слуха; обогащение словарного запаса; развитие понимания речи и формирование предпосылок грамотности; культура устной речи и речевая активность; освоением письменной речи; литература и фольклор); - художественно-эстетическое развитие (эстетическое отношение к окружающему миру; знакомство с миром искусства; изобразительное творчество; художественное конструирование и моделирование; театрально-словесное творчество); - физическое развитие (здоровый образ жизни; представления о своем теле и физических возможностях, произвольность и координация движений; движение и двигательная активность; подвижные игры, физкультура и спорт). 4.2.4. В области качества «Образовательный процесс» показателями качества являются (приложение 4): отношения и взаимодействие взрослых с детьми и детей друг с другом, содействие и сотрудничество детей; - поддержка инициативы детей; игра; проектно-тематическая деятельность; исследовательская деятельность и экспериментирование; строительство и конструирование; самообслуживание и элементарный бытовой труд; использование информационных технологий; структурирование образовательногопроцесса; - индивидуализация образовательного процесса. 4.2.5. В области качества «Образовательные условия» показателями качества являются (приложение 5): - кадровые условия. Квалификация педагогов и совершенствование педагогической работы (профессиональная квалификация педагогов; профессиональное развитие педагогов; совершенствование педагогической работы); - материально-техническое обеспечение (предметно-пространственная среда групповых помещений; предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная воспитанникам групп; предметно-пространственная среда ДОУ, доступная воспитанникам вне группового помещения); - информационное обеспечение (учебно-методическое обеспечение; библиотечноинформационное обеспечение. Управление знаниями). 4.2.6. В области качества «Взаимодействие с родителями» показателями качества 6 являются(приложение 7): - участие родителей в образовательной деятельности; - удовлетворенность родителей; - индивидуальная поддержка развития детей в семье. 4.2.7. В области качества «Здоровье, безопасность и повседневный уход» показателямикачества являются (приложение 8): - здоровье и повседневный уход (состояние здоровья воспитанников; санитарногигиенические условия; гигиена и формирование КГН; усилия по сохранению и укреплению здоровья; отдых, релаксация, сон; организация медицинского обслуживания); - безопасность (безопасность групповых помещений; безопасность территории для прогулок на свежем воздухе; регулярные действия по обеспечению безопасности в группе). 4.2.8. В области качества «Управление и развитие» показателями качества являются (приложение 9): - планирование и организация работы в группах; - взаимоотношения и взаимодействие групп; - мониторинг, измерения, анализ в группах; - совершенствование образовательной деятельности в группах. 4.3. Показатели качества для ДОУ в целом: 4.3.1. В области качества «Образовательные ориентиры» показателями качества являются(приложение 10): - принципы образовательной деятельности ДОУ; - понимание ребенка. Политика, цели и системные решения в ДОУ; - качество дошкольного образования в ДОУ. Политика, цели и системные решенияДОУ. 4.3.2. В области качества «Образовательные условия» показателями качества являются (приложение 11): - кадровые условия (кадровое обеспечение. Педагогические работники; организация профессионального развития педагогических работников; совершенствование педагогической работы. Предоставление обратной связи, консультационное и учебнометодическое сопровождение); - материально-техническое обеспечение (предметно-пространственная среда на свежем воздухе, доступная всем воспитанникам ДОУ (без учета выделенных групповых пространств); предметно-пространственная среда, доступная всем воспитанникам групп вне групповых помещений); - информационное обеспечение (учебно-методическое обеспечение; библиотечноинформационное обеспечение; информационные технологии; управление знаниями); - финансовые условия (финансирование реализации образовательных программ; финансирование услуг по присмотру и уходу). 4.3.3. В области качества «Взаимодействие с родителями» показателями качества являются(приложение 12): - участие родителей в образовательной деятельности ДОУ; - удовлетворѐнность родителей ДОУ. 4.3.4. В области качества «Здоровье, безопасность и повседневный уход» показателями качества являются (приложение 13): 7 - здоровье и повседневный уход (организация медицинского обслуживания; другое хозяйственно-бытовое обслуживание); - безопасность (безопасность внутреннего помещения (внегруппового); безопасность территории для прогулок на свежем воздухе; регулярные действия по обеспечению безопасности в ДОУ; контроль за чрезвычайными ситуациями и несчастными случаями). 4.3.5. В области качества «Управление и развитие» показателями качества являются (приложение 14): - документирование образовательной деятельности; - планирование и управление организационными процессами; - управление взаимоотношениями ДОУ с партнерами и другими заинтересованными лицами; - управление персоналом; 4.4. Модель МКДО предусматривает базовую 5-балльную систему оценивания, которая включает 7 возможных отметок для каждого показателя: Неприменимо (НП). Нулевой уровень. 1-й уровень. Требуется серьезная работа по повышению качества. 2-й уровень. Качество стремится к базовому. 3-й уровень. Базовое качество 4-й уровень. Хорошее качество. 5-й уровень. Превосходное качество Данная модель оценивания является сквозной для МКДО и используется во всех оценочных материалах Инструментария МКДО, включая Инструментарий для самооценки педагогов, внутреннего МКДО в ДОО и в других материалах. Модель предусматривает формирование оценки накопительным методом: от 1-го уровня к 5 уровню. 4.5. Процедура проведения ВСОКО предполагает следующий алгоритм действий: - сбор информации путем анкетирования участников образовательных отношений; структурированного наблюдения за реализацией образовательной деятельности в группах ДОУ с использованием шкал МКДО; изучения документации ДОУ. - анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными показателями; - рассмотрение полученных результатов на Педагогическом совете ДОУ; - выявление влияющих на качество образования факторов, принятие управленческих решений по устранению отрицательных последствий; - формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных. 4.6. Результаты оценки оформляются в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражаются в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации с указанием сроков исполнения и ответственных исполнителей. 4.7. Результаты анализа данных ВСОКО могут быть использованы для составления ежегодного отчета о результатах самообследования деятельности. 5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСОКО. 5.1. Формой отчета является аналитическая справка, которая предоставляется не 8 позднее 7 дней с момента завершения ВСОКО. 5.2. По итогам ВСОКО проводятся заседания педагогического совета ДОУ, производственные собрания, административные и педагогические совещания. Составление ежегодного Отчета о самообследовании ДОО с учетом результатов самооценки педагогов и внутренней оценки качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО. 5.3. Составление программы повышения качества образования в ДОО. 5.4. Составление программы развития ДОО с учетом результатов внутреннего мониторинга качества дошкольного образования в ДОО. 5.5. Информирование о результатах самообследования и намеченных целях развития заинтересованных лиц, в том числе путем публикации соответствующей информации на сайте образовательной организации. 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 6.1. Лица, осуществляющие оценку качества образования ДОУ, несут ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам оценки. 6.2. Заведующий ДОУ несет ответственность за предоставление информации об уровне качества образования Учредителю и размещение на сайте ДОУ. 7. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО. 7.1. Заседания рабочей группы оформляются протоколом. Протоколы подписываютсяпредседателем и секретарем рабочей группы. 7.2. Результаты ВСОКО (информационно-аналитические справки, таблицы, диаграммы и т.д.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. 7.3. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив ДОУ. 1.1. 9