222 ОП ДОУ ПО ФОП

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ....................................................................................................................................................................................................................................... 2
I. Общие положения................................................................................................................................................................................................................................ 4
II. Целевой раздел ................................................................................................................................................................................................................................... 7

2.1. Цели и задачи программы .............................................................................................................................................................................................7
2.2. Планируемые результаты реализации Программы в обязательной части и ..........................................................................................................10
в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений ...........................................................................................................10
2.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ....................................................................................................................26
III. Содержательный раздел................................................................................................................................................................................................................ 29
обязательная часть программы ......................................................................................................................................................................................................... 29

3.1.Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям ...............................................................................29
3.1.1. Социально-коммуникативное развитие ..................................................................................................................................................................29
3.1.2.Познавательное развитие ...........................................................................................................................................................................................48
3.1.3. Речевое развитие........................................................................................................................................................................................................61
3.1.4. Художественно-эстетическое развитие...................................................................................................................................................................77
3.1.5. Физическое развитие ...............................................................................................................................................................................................114
3.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программ..........................................................................................................142
3.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик ...........................................................................................146
3.4. Способы и направления поддержки детской инициативы .....................................................................................................................................150
3.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся .......................................................................................153
3.6. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы .................................................................................................................................156
Часть, формируемая участниками образовательных отношений ............................................................................................................................................ 162

3.7. Описание образовательной деятельности по реализации парциальных программ и регионального содержания .........................................162
3.8. Рабочая программа воспитания................................................................................................................................................................................................ 165

3.8.1. Пояснительная записка ...........................................................................................................................................................................................165
3.8.2.1. Цели и задачи воспитания ...................................................................................................................................................................................166
3.8.2.2. Направления воспитания .....................................................................................................................................................................................167
3.8.2.3. Целевые ориентиры Рабочей программы воспитания ......................................................................................................................................176
3.8.3. Содержательный раздел Программы воспитания ................................................................................................................................................178

3.8.3.1. Уклад образовательной организации .................................................................................................................................................................178
3.8.3.2. Воспитывающая среда образовательной организации. ....................................................................................................................................186
3.8.3.3. Общности образовательной организации ..........................................................................................................................................................189
3.8.3.4. Задачи воспитания в образовательных областях ..............................................................................................................................................192
3.8.3.5. Формы совместной деятельности в образовательной организации ................................................................................................................194
3.8.3.6. Организация предметно-пространственной среды ...........................................................................................................................................197
3.8.3.7. Социальное партнерство......................................................................................................................................................................................199
3.8.4. Организационный раздел Программы воспитания ..............................................................................................................................................201
3.8.4.1. Кадровое обеспечение..........................................................................................................................................................................................201
3.8.4.2. Нормативно-методическое обеспечение ............................................................................................................................................................202
3.8.4.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей .......................................................................................................................204
IV. Организационный раздел Программы..................................................................................................................................................................................... 206

4.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы................................................................................................................................206
4.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды ..................................................................................................208
4.3. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
.............................................................................................................................................................................................................................................213
4.4. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы ............218
4.4.1. Примерный перечень художественной литературы ............................................................................................................................................218
4.4.2. Примерный перечень музыкальных произведений .............................................................................................................................................226
4.4.3. Примерный перечень произведений изобразительного искусства ....................................................................................................................234
4.4.4. Примерный перечень анимационных произведений ...........................................................................................................................................235
4.5. Материально-техническое обеспечение Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений .............................238
4.6. Кадровые условия реализации Программы .............................................................................................................................................................243
4.7. Режим и распорядок дня ............................................................................................................................................................................................245
4.8. Календарный план воспитательной работы ............................................................................................................................................................253
День здоровья - День смеха (Первоапрельская дискотека) ........................................................................................................................................................ 259
V. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ............................................................................................................................................................................ 269

3

V. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа дошкольного образования определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание
дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении – детском
саду № 222 (далее – ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы.
Программа разработана в соответствии с Федеральной программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, в редакции от
08.11.2022).
При разработке Программы учитывались следующие нормативно правовые документы:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023).
3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации», (ред. от 28.04.2023).
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения».
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении
санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».

269

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования».
8. Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от
31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о
психолого-медико-педагогической комиссии».
Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребѐнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его
гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к
традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как
знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в
общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребѐнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия
ДО, вне зависимости от места проживания.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть соответствует Федеральной программе и составляет не менее 60% от общего объема Программы. Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику национальных,
социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся
традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени
соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений разработана на основе:
1.
Парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»,
авторы А.Д. Шатова, Ю.А. Аксѐнова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдова, И.С. Мищенко.
2.
Парциальной программы «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»,
автор И.А. Лыкова.
270

3.
4.
5.

Парциальной программы «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду», автор С.Н.Николаева.
Парциальной программы по физическому развитию детей 3-7 лет «Малыши-крепыши», авторы О.В. Бережнова, В.В. Бойко.
Регионального содержания.

Данная часть Программы учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей, педагогов ДОО и
ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий.
Цель Программы в обязательной части: Разностороннее развитие ребѐнка в период дошкольного детства с учѐтом возрастных и
индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
Цель Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений: Создание условий для расширения и
углубления основного образовательного содержания, позволяющего удовлетворить образовательные и индивидуальные потребности,
избирательные интересы дошкольника и современной семьи, реализовать развивающий потенциал образования с учетом региональных
особенностей.
Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
В целевом разделе указаны цели и задачи Программы, принципы еѐ формирования. Включены планируемые результаты освоения
Программы в обязательной части и в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Определены подходы к
педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел представляет описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в
пяти образовательных областях:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
физическое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
В нем раскрыто описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Представлены особенности
образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы. Отражено взаимодействие
педагогического коллектива с семьями обучающихся, направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного
возраста с особыми образовательными потребностями различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов.
В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления
воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные
271

ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы, организацию
развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Показано материально-техническое обеспечение Программы в обязательной части
и в части, формируемой участниками образовательных отношений
В разделе определены примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного
искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для
семейного просмотра анимационных произведений.
Представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.

272


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».