СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ ....................................................................................................................................................................................................................................... 2 I. Общие положения................................................................................................................................................................................................................................ 4 II. Целевой раздел ................................................................................................................................................................................................................................... 7 2.1. Цели и задачи программы .............................................................................................................................................................................................7 2.2. Планируемые результаты реализации Программы в обязательной части и ..........................................................................................................10 в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений ...........................................................................................................10 2.3. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов ....................................................................................................................26 III. Содержательный раздел................................................................................................................................................................................................................ 29 обязательная часть программы ......................................................................................................................................................................................................... 29 3.1.Задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям ...............................................................................29 3.1.1. Социально-коммуникативное развитие ..................................................................................................................................................................29 3.1.2.Познавательное развитие ...........................................................................................................................................................................................48 3.1.3. Речевое развитие........................................................................................................................................................................................................61 3.1.4. Художественно-эстетическое развитие...................................................................................................................................................................77 3.1.5. Физическое развитие ...............................................................................................................................................................................................114 3.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программ..........................................................................................................142 3.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик ...........................................................................................146 3.4. Способы и направления поддержки детской инициативы .....................................................................................................................................150 3.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся .......................................................................................153 3.6. Направления и задачи коррекционно-развивающей работы .................................................................................................................................156 Часть, формируемая участниками образовательных отношений ............................................................................................................................................ 162 3.7. Описание образовательной деятельности по реализации парциальных программ и регионального содержания .........................................162 3.8. Рабочая программа воспитания................................................................................................................................................................................................ 165 3.8.1. Пояснительная записка ...........................................................................................................................................................................................165 3.8.2.1. Цели и задачи воспитания ...................................................................................................................................................................................166 3.8.2.2. Направления воспитания .....................................................................................................................................................................................167 3.8.2.3. Целевые ориентиры Рабочей программы воспитания ......................................................................................................................................176 3.8.3. Содержательный раздел Программы воспитания ................................................................................................................................................178 3.8.3.1. Уклад образовательной организации .................................................................................................................................................................178 3.8.3.2. Воспитывающая среда образовательной организации. ....................................................................................................................................186 3.8.3.3. Общности образовательной организации ..........................................................................................................................................................189 3.8.3.4. Задачи воспитания в образовательных областях ..............................................................................................................................................192 3.8.3.5. Формы совместной деятельности в образовательной организации ................................................................................................................194 3.8.3.6. Организация предметно-пространственной среды ...........................................................................................................................................197 3.8.3.7. Социальное партнерство......................................................................................................................................................................................199 3.8.4. Организационный раздел Программы воспитания ..............................................................................................................................................201 3.8.4.1. Кадровое обеспечение..........................................................................................................................................................................................201 3.8.4.2. Нормативно-методическое обеспечение ............................................................................................................................................................202 3.8.4.3. Требования к условиям работы с особыми категориями детей .......................................................................................................................204 IV. Организационный раздел Программы..................................................................................................................................................................................... 206 4.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы................................................................................................................................206 4.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды ..................................................................................................208 4.3. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания .............................................................................................................................................................................................................................................213 4.4. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы ............218 4.4.1. Примерный перечень художественной литературы ............................................................................................................................................218 4.4.2. Примерный перечень музыкальных произведений .............................................................................................................................................226 4.4.3. Примерный перечень произведений изобразительного искусства ....................................................................................................................234 4.4.4. Примерный перечень анимационных произведений ...........................................................................................................................................235 4.5. Материально-техническое обеспечение Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений .............................238 4.6. Кадровые условия реализации Программы .............................................................................................................................................................243 4.7. Режим и распорядок дня ............................................................................................................................................................................................245 4.8. Календарный план воспитательной работы ............................................................................................................................................................253 День здоровья - День смеха (Первоапрельская дискотека) ........................................................................................................................................................ 259 V. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ............................................................................................................................................................................ 269 3 V. КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ Образовательная программа дошкольного образования определяет единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении – детском саду № 222 (далее – ДОО), и планируемые результаты освоения образовательной программы. Программа разработана в соответствии с Федеральной программой дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028) и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, в редакции от 08.11.2022). При разработке Программы учитывались следующие нормативно правовые документы: 1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). 2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023). 3. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (актуальная ред. от 14.07.2022) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», (ред. от 28.04.2023). 4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г. № 32 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». 6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 269 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». 8. Приказ Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования: 1) обучение и воспитание ребѐнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; 3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребѐнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть соответствует Федеральной программе и составляет не менее 60% от общего объема Программы. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений разработана на основе: 1. Парциальной программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», авторы А.Д. Шатова, Ю.А. Аксѐнова, И.Л. Кириллов, В.Е. Давыдова, И.С. Мищенко. 2. Парциальной программы «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», автор И.А. Лыкова. 270 3. 4. 5. Парциальной программы «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду», автор С.Н.Николаева. Парциальной программы по физическому развитию детей 3-7 лет «Малыши-крепыши», авторы О.В. Бережнова, В.В. Бойко. Регионального содержания. Данная часть Программы учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей, педагогов ДОО и ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий. Цель Программы в обязательной части: Разностороннее развитие ребѐнка в период дошкольного детства с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Цель Программы в части, формируемой участниками образовательных отношений: Создание условий для расширения и углубления основного образовательного содержания, позволяющего удовлетворить образовательные и индивидуальные потребности, избирательные интересы дошкольника и современной семьи, реализовать развивающий потенциал образования с учетом региональных особенностей. Программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. В целевом разделе указаны цели и задачи Программы, принципы еѐ формирования. Включены планируемые результаты освоения Программы в обязательной части и в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Определены подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов. Содержательный раздел представляет описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие. В нем раскрыто описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Представлены особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы. Отражено взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся, направления и задачи коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. В содержательный раздел Программы входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные 271 ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе. Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации Программы, организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Показано материально-техническое обеспечение Программы в обязательной части и в части, формируемой участниками образовательных отношений В разделе определены примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений. Представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы. 272