СОГЛАСОВАНА:
Начальник Департамента образования
Администрации города Екатеринбурга
УТВЕРЖДЕНА:
Заведующий МАДОУ – детский сад № 222
/С.С. Старостина/
К.В. Шевченко
Приказ № 32-од от 20 мая 2022 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ДЕТСКОГО САДА № 222
2022-2026
ПРИНЯТА:
Педагогическим советом
протокол № 5 от 20 мая 2022 г.
Екатеринбург, 2022 г.
Содержание
Введение
3
1.
Паспорт Программы.
4
2.
Анализ развития Учреждения, характеристика проблем:
7
8
3.
2.1. Анализ факторов и условий, оказывающих существенное влияние на
развитие.
Концепция развития образовательной организации.
4.
Механизмы реализации Программы развития
15
5.
Показатели эффективности Программы развития.
17
6.
План финансирования мероприятий программы развития.
20
7.
Управление реализацией Программы развития.
24
8.
Заключение
25
12
2
Введение
Программа развития (далее – Программа) Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения - детского сада № 222 (далее – МАДОУ № 222) является
стратегическим документом, который характеризует концепцию развития, определяет цель,
задачи, направления, механизм реализации и предполагаемые результаты развития МАДОУ
№ 222 на 2022/2026 гг.
Актуальность разработки настоящей Программы обусловлена новыми направлениями
государственной политики в сфере дошкольного образования, подведением итогов
реализации Программы развития МАДОУ № 222 на период 2017/2022 гг. и определением
направлений дальнейшего развития образовательной организации.
Настоящая Программа направлена на формирование устойчивого развития детского
сада в новых условиях, а также на обеспечение достижение целевых показателей,
обозначенных Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования»
на срок 2018 - 2025 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2017 № 1642) и стратегических целей Национального проекта «Образование».
Программа составлена исходя из конкретного анализа исходного состояния МАДОУ
№ 222, территориальной специфики (возможности внешнего окружения детского сада),
специфики контингента детей, потребности родителей воспитанников в образовательных и
иных услугах, профессионального уровня педагогов и специалистов, а также с учетом
возможных рисков и перспектив в процессе реализации Программы.
3
1. Паспорт Программы развития МАДОУ № 222
Полное
наименование
Программы
Основания для
разработки
программы
Перечень
проектов
Программа развития муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения – детского сада № 222
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года»;
Федеральный закон от 21.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации»);
Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» утверждена постановлением Правительства
Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении
государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования» (сроки реализации 2021-2025);
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года», утвержденная распоряжением
Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-p;
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-O3
«Об образовании в Свердловской области» (с изменениями от
29.07.2021 № 81-ОЗ);
Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019
№ 920-ПП
«Об
утверждении
Государственной
программы
Свердловской области «Развитие системы образования и реализация
молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»;
Паспорт регионального проекта «Новые возможности для
каждого» утвержден Протоколом от 17.12.2018 № 18;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года»;
Постановление Правительства Свердловской области от
18.09.2019 № 588-ПП «Об утверждении стратегии развития
образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
Стратегический план развития Екатеринбурга (в ред. Решения
Екатеринбургской городской Думы от 25.05.2018 № 12/81);
Постановление № 375 от 27.02.2019 О разработке стратегий
социально-экономического
развития
административнотерриториальных единиц муниципального образования «город
Екатеринбург» и актуализации стратегических проектов
(подпроектов) Стратегического плана развития Екатеринбурга до
2030 года.
Программа развития реализуется через проекты:
«Информатизация образования»;
«Информатизация образования»;
«Талантливые дети»;
«Маленький гражданин»;
4
Цель программы
Задачи
программы
Ожидаемые
результаты
Целевые
показатели
«Ответственное родительство»;
«Здоровый малыш»;
«Педагог-мастер»;
«Мы партнеры».
Создание условий, направленных на повышение качества
предоставляемых услуг, обеспечивающих успешное личностное
развитие детей дошкольного возраста с учетом современных
тенденций развития образования и потребностей социума
1. Создание условий для осуществления целостного подхода к
укреплению здоровья детей, а также для способствующих
становлению гражданских, патриотических и нравственноэтических основ личности ребѐнка.
2. Модернизация системы профессионального и личностного роста
педагогических работников.
3. Обеспечение информационной открытости
образовательного
пространства в целях привлечения родительской общественности
и социальных партнеров направленной на повышение качества
образования.
4. Повышение
конкурентоспособности
организации
путѐм
предоставления широкого спектра качественных дополнительных
образовательных услуг
1. Создание личностно-развивающей среды, для удовлетворения
ключевых психологических потребностей дошкольников, через
налаживание гармоничных отношений с педагогами, родителями
и друзьями, раскрытие внутренней мотивации к познанию,
достижению и саморазвитию.
2. Повышение профессиональной компетентности педагогических
работников в соответствии с требованиями Профессионального
стандарта, через повышение квалификации, транслирование
опыта на различных уровнях, участие в инновационной
деятельности.
3. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в
рамках реализуемых проектов.
4. Повышение качества предоставляемых услуг за внедрения новых
образовательных технологий, модернизации развивающей
предметно-пространственной среды.
1. Доля
реализованных
мероприятий,
предусмотренных
календарным планом воспитательной работы (100%);
2. доля дошкольников участвующих в проектной деятельности, в
мероприятиях, олимпиадах, конкурсах разного уровня не менее
70 %;
3. доля от общего числа педагогов, прошедших повышение
квалификации по современным программам, в том числе в
области применения цифровых технологий (100 %);
4. доля от общего числа педагогов, систематически применяющих
инновационные образовательные технологии (80 %);
5. доля от общего числа педагогов, принимающих участие в
распространении опыта на муниципальном, региональном и
федеральном
уровне,
участвующих
в
конкурсах
профессионального мастерства (50%);
6. доля удовлетворенности родителей (законных представителей)
качеством образовательных и социальных услуг дошкольного
5
учреждения ( 95 %);
7. доля родителей (законных представителей) включѐнных в
различные формы активного взаимодействия с дошкольным
учреждением (65 %);
8. доля
реализованных
мероприятий
по
обеспечению
энергоэффективности (100%);
9. доля софинансирования деятельности Учреждения за счет
внебюджетных средств (не менее 8%);
10. создана стабильно функционирующая система социального
партнерства с целью повышения качества образования;
11. обеспечена устойчивая позиция дошкольного учреждения как
социально-образовательного
центра
среди
аналогичных
учреждений района и города;
12. создана система поддержки и сопровождения одаренных детей,
поощрения их социальных и образовательных инициатив,
предоставление возможности выйти с предложениями и
инициативами на широкую социальную аудиторию через участие
в детских социальных проектах.
2. Общие затраты и источники финансирования программы
Источники финансирования
Региональный бюджет
Сумма, тыс. руб.
0
Муниципальный бюджет
376
Внебюджетные средства
4 278
Итого по всем источникам финансирования
4 654
6
2. Анализ развития Учреждения, характеристика проблем.
Анализ выполнения предыдущей программы развития
По завершении реализации Программы развития МАДОУ № 222, реализуемой в
период с 2017 по 2022 гг. достигнуты следующие результаты:
1) Нормативно-правовая и методическая база приведена в соответствие требованиям ФЗ «Об
образовании в РФ N 273-ФЗ, ФГОС ДО и современным направлениям развития психологопедагогической науки и практики.
2) Приобретены и активно используются в работе, специализированные информационные
ресурсы (справочно-правовые системы и электронные профессиональные журналы, игровые
комплексы).
3) Создана система эффективного управления дошкольным образовательным учреждением
на основе внедрения образовательных проектов «Здоровье в детском саду», «Развитие
потенциала педагогов», «Ответственное родительство», реализации пилотной городской
площадки «Умный детский сад» и районного проекта «от ДОУ к ВУЗу», реализована
программа повышения профессионального мастерства педагогов МАДОУ № 222.
4) Создана условия для повышения профессиональной компетентности педагогов
направленной на успешное осуществление самореализации ребенка в разных видах
деятельности по укреплению физического и психического здоровья детей.
5) Расширено сетевое взаимодействие с образовательными организациями - организовано
сотрудничество с Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом,
Екатеринбургским домом учителя, ФГБОУ ВО «УрГПУ» по вопросам повышения квалификации
педагогических работников.
6) Усовершенствовано материально техническое обеспечение по созданию здоровьесберегающего
пространства МАДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
7) Реализован проект по информатизации процесса образования (качественное
функционирование сайта МАДОУ № 222, повышение профессиональной компетентности
сотрудников в процессе овладения компьютерными технологиями).
Анализ показал, что по всем показателям достигнуты запланированные результаты,
Программа развития на 2017/2022 гг. реализована в достаточном объеме, поставленная цель
достигнута, задачи выполнены.
По окончании реализации Программы развития на 2017/2022 гг. в МАДОУ№ 222
созданы условия для развития современной информационной культуры педагогов и
воспитанников, как одного из средств повышения качества образования; сформирована
образовательная среда, обеспечивающая интеллектуальное и личностное развитие ребѐнка;
сформирована база инновационных продуктов педагогов, востребованных как
педагогическим сообществом учреждения, так и социально-педагогическим окружением
детского сада; создана стабильно функционирующая система социального партнерства с
целью повышения качества образования; обеспечена устойчивая позиция дошкольного
учреждения как социально-образовательного центра среди аналогичных учреждений района
и города.
Проведенный анализ текущего состояния деятельности Учреждения показал, что
сложились условия и потенциальные возможности коллектива для дальнейшего развития и
повышения эффективности деятельности учреждения, внедрения инноваций.
7
2.1. Анализ факторов и условий, оказывающих существенное влияние на развитие
Учреждения.
Характеристика контингента воспитанников
В процессе реализации Программы Учреждения в период с 2017 по 2022 гг. были
проведены
мероприятия
по
организации
распространения
положительного
опыта
здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения и семей воспитанников,
проведен цикл занятий для детей по формированию ценностей образа жизни, создан банк
компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию
информационных технологий в работе ДОУ педагогические работники регулярно ведут работу по
созданию индивидуальных маршрутов по результатам мониторинговых мероприятий и ведения
«Паспорта здоровья», систематически проводится информационно-просветительская работа,
посредством выпуска буклетов, листовок, брошюр, освещения ключевых вопросов
здоровьесбережения на родительских собраниях, с помощью реализации проекта «Здоровье в
детском саду» сформированы ценностные ориентиры на здоровый образ жизни у семей,
пользующихся услугами детского сада..
Проблема:
В связи с увеличением количества детей с ослабленным здоровьем, может привести к
подъему уровня заболеваемости; ограничение допуска детей с ослабленным здоровьем к
физическим нагрузкам; нежелание родителей участвовать в организации дополнительных
мероприятий по оздоровлению вновь становится актуальным вопрос развития и
поддержания мотивации детей и их родителей к активному и здоровому образу жизни,
занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания, поиск
новых путей информирования, распространения положительного опыта.
Кроме того, имеет место недостаточный уровень осведомленности родителей
(законных представителей) в частности о важности вакцинации, а также своевременной
диагностики опасных заболеваний. Также ввиду наличия в сети Интернет большого объема
необоснованной, ложной информации о вакцинации, обследованиях на инфекционные
заболевания имеется риск восприятия указанных ложных сведений родителями (законными
представителями). В связи с этим требуется усиление информационно-просветительской
работы в области охраны здоровья детей, доведение до сведения родителей (законных
представителей) актуальной информации из авторитетных источников, так же с помощью
информационных технологий.
Результаты педагогического анализа, проведенного по итогам освоения
образовательной программы в дистанционном режиме, свидетельствуют о стабильно
хорошей результативности образовательной деятельности в старших возрастных группах и
недостаточно стабильным в группах младшего и среднего дошкольного возраста.
Кадровое обеспечение реализации Программы развития
В настоящее время в образовательном учреждении работает 13 педагогических
работников: 6 воспитателей и 4 специалиста (музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, учитель-логопед, педагог-психолог) в соответствии со штатным
расписанием, дошкольное учреждение укомплектовано кадрами на 100 %.
Требования к кадровым условиям ФГОС ДО распространяются на компетентность и
квалификацию работников, участвующих в реализации основной образовательной
программы.
Уровень образования и профессионализма педагогов МАДОУ № 222:
За период реализации Программы Учреждения с 2017 по 2022 гг. наблюдается рост числа педагогов,
аттестованных на высшую и первую квалификационные категории, педагогические работники
8
мотивированы повышать свой профессиональный уровень.
Кол-во
педагогов
13
Образовательный уровень (чел.)
Уровень квалификации 2022 г.
Высшее образование –9
Среднее специальное – 4
Высшая КК-7
I КК – 6
Стаж педагогического состава:
возраст
до 5 лет
0
от 5 до 10
6
от 10 до 15
3
от 15 до 20
2
20 и более
2
Участие воспитанников и педагогов МАДОУ - детский сад № 553 в конкурсах в 2017 –
2021 учебных годах:
Контингент
Воспитанники
Педагоги
2017/2018гг (%)
45%
23%
2019/2020/2022гг (%)
81%
64%
Работа с кадрами ориентирована на развитие профессиональной компетентности
педагогов через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений,
профессионально-ценностной ориентации педагога в соответствии с требованиями,
предъявляемыми на современном уровне развития системы отечественного образования.
100% педагогов владеют компьютером на уровне грамотного пользователя.
Анализ участия воспитанников и педагогов в конкурсах позволяет сделать вывод,
что дети и педагоги принимают активное участие в конкурсах различного уровня и
направленности, занимают призовые места.
В процессе выполнения Программы Учреждения с 2017 по 2022 гг. созданы
благоприятные условия для стабильной и комфортной работы педагогов, рабочие места
соответствуют требованиям законодательства, проведена СОУТ, по результатам которой,
разработан и реализуется план мероприятий по обеспечению безопасности условий труда,
система оплаты труда педагогических работников разработана на основании требований
Постановления Администрации города Екатеринбурга № 1813 от 26.07.2019 г., заработная
плата регулярно индексируется, предусмотрена система оценки эффективности работы
педагогов. За период реализации Программы развития с 2017 по 2021 гг. Учреждение
укомплектовано квалифицированными педагогическими кадрами, исключена «текучка»
кадров, работники длительно осуществляют свои трудовые обязанности. Длительный стаж
работников позволяет накапливать педагогический опыт и передавать его молодым
специалистам при их трудоустройстве в учреждение.
Все педагогические работники МАДОУ в соответствии с законом «Об образовании в
РФ» проходят курсы повышения квалификации не реже одного раза в три года. В текущем
учебном году свою квалификацию повысили 100% педагогического состава ДОУ.
Квалификация педагогических работников МАДОУ, их образовательный уровень,
опыт работы, позволяет сделать вывод о том, что данный коллектив имеет хороший
потенциал для обеспечения эффективности и активной реализации Программы развития.
Проблема: Не все педагоги готовы активно включиться в инновационную деятельность по
причине недостаточности знаний в области современных образовательных технологий.
9
Анализ образовательного процесса
Учреждение осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам
дошкольного образования, присмотр и уход за детьми в возрасте от 2 до 7 лет.
Учреждение осуществляет работу по обновлѐнной программе дошкольного образования «От
рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Программа
обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 8 лет с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей по пяти образовательным областям ФГОС ДО - физическому
развитию, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию,
художественно-эстетическому развитию.
Качество образовательных услуг, предоставляемых в МАДОУ, находится на достаточно
высоком уровне, о чем свидетельствуют отзывы родителей воспитанников, посещающих МАДОУ.
На сегодняшний день в детском саду функционируют 6 групп общеразвивающей
направленности с 10,5 часовым пребыванием. Численность контингента воспитанников 242 ребѐнка.
Дошкольное образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность в
соответствии с законодательными и нормативными актами: Законом “Об образовании РФ”, ФГОС
ДО.
Наилучшие результаты приносит деятельность коллектива учреждения по направлениям:
развитие детей в художественной деятельности, физическое развитие и здоровье, естественнонаучное
(экологическое) воспитание дошкольников.
По результатам реализации Программы развития Учреждения с 2017 по 2022 гг. был проведен
анализ степени удовлетворенности родителей и педагогов качеством образования в МАДОУ,
который показал, что: большинство родителей положительно оценивают качество предоставляемых
образовательных услуг (93%), просветительских услуг (91%); о высоком качестве физкультурнооздоровительных услуг высказались 92% опрошенных; о достаточно высоком качестве
образовательного процесса в МАДОУ говорят 90% персонала учреждения; 61 % родителей
заинтересованы в реализации индивидуального образовательного маршрута для детей, в том числе, и
с особыми образовательными потребностями; 78% сотрудников учреждения готовы внедрять
инновационные технологии работы с детьми; более 80% родителей готовы получать платные
образовательные услуги.
Дополнительные
образовательные
услуги
оказываются:
физкультурно-спортивной
направленности: «Спортивная секция УШУ», художественной направленности: студия современного
танца «Веселый каблучок», студия «Планета детства», изостудия «Акварелька», социальногуманитарной направленности: «Путешествие по сказочной Англии», «Развивайка.RU», технической
направленности: «Строим из ЛЕГО».
Проблема:
Посредством систематического наблюдения педагогическими работниками за поведением
воспитанников во время пребывания их в Учреждении, во внешней среде, анализа информации,
поступающей из СМИ, и ввиду выявления случаев агрессивного поведения несовершеннолетних,
применения ими нецензурной лексики, неуважительного отношения к старшим, отсутствия любви и
уважения к Родине, символам государства, его историческим и культурным ценностям, а также
возрастающего числа случаев экстремистской, иной преступной деятельности среди
несовершеннолетних, можно сделать вывод о недостатках образовательной деятельности по
направлению духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, для устранения которых
необходимо сосредоточить внимание администрации и педагогического коллектива на следующем:
10
– систематически повышать профессиональный уровень сотрудников в соответствии с новыми
тенденциями развития отечественного образования патриотической направленности;
– расширять аспекты содержания и организации образовательной деятельности для соответствия
запросам современного общества, испытывающего идеологический дефицит;
– необходимо пополнять материально-технические ресурсы, использовать современные технологии,
создавать условия для развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей,
формировать убеждения о необходимости сохранения и укрепления своего здоровья;
– формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите
интересов Отечества, ответственности за будущее России;
– развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн
Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.
Также, в связи с требованиями Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся» с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021–2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования требуется внедрение в образовательную
деятельность Рабочей программы воспитания как компонента основной образовательной программы
дошкольного образования МАДОУ № 222, предусматривающей работу по воспитанию,
формированию и развитию личности обучающихся в дошкольных образовательных организациях,
преемственность по отношению к достижению воспитательных целей начального общего
образования.
Методические, материально-технические, финансовые условия Учреждения
Материально – техническое обеспечение соответствует требованиям, предъявляемым к
зданию и помещениям ДОУ, обеспечивает достаточный уровень физического,
интеллектуального и эмоционально-личностного развития ребенка.
На территории расположены прогулочные участки групп с теневыми навесами,
песочницами, игровым оборудованием (по количеству групп), организованы в соответствии
с санитарными требованиями. Спортивная площадка оборудована необходимым спортивным
инвентарем. На территории оборудованы велосипедная дорожка, игровая площадка, огород
«Синьора Помидора», «Ферма», «Мини-пасека», розарий, фонтан с водопадом,
«Метеоплощадка» с оборудование для наблюдения необходимым для умения анализировать,
делать выводы.
В здании детского сада расположены административно-хозяйственные помещения,
групповые и помещения бытового назначения. Для реализации образовательной
деятельности имеются 6 групповых помещений (включающих в себя игровую, спальню,
приемную, туалетную комнаты и буфетную), музыкальный и физкультурный залы, кабинет
учителя-логопеда и педагога-психолога, комнаты для проведения дополнительных занятий
по организации ПОУ.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями здание МАДОУ оснащено:
пищеблоком, прачечной. Для оздоровительной и лечебно-профилактической работы с
детьми в детском саду функционирует медицинский блок, в состав которого входят:
медицинский кабинет, прививочный кабинет и туалет. Для эффективности оздоровительной
работы функционирует соляная галокамера (для профилактики легочных и кожных
заболеваний).
МАДОУ № 222 в достаточной степени обеспечен учебно-наглядными пособиями,
спортивным инвентарем, детской художественной литературой.
Наличие компьютерной, множительной техники: 6 персональных компьютеров, 5 ноутбуков,
3 интерактивных комплекса, 3 мультимедийных комплекса, 6 МФУ, 1 брошюратор, 1
ламинатор.
11
Количество и качество дидактических, методических материалов, наличие технических
средств обучения дошкольного учреждения обеспечивают одно из условий реализации
основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 222.
В группах имеется телевизор с USB, что расширяет технические и информационные
возможности педагогов в организации современного образовательного процесса.
Развивающая среда в ДОУ выступает условием творческого саморазвития личности
ребенка, фактором оздоровления.
По завершении реализации Программы развития Учреждения с 2017 по 2022 гг. можно
сделать вывод о том, что все базисные компоненты развивающей предметной среды детского
сада включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического,
познавательного и социального развития детей. Организация образовательного пространства
и разнообразие игрового оборудования обеспечивают игровую, познавательную,
исследовательскую, двигательную и творческую активность воспитанников.
Проблема: Для обеспечения качественного воспитания детей, образования и развития
дошкольников в соответствии с ФГОС, МАДОУ необходимо продолжить обновление
методического и дидактического обеспечения к ООП ДОУ, уделив особое внимание
игровым развивающим технологиям и использованию ИКТ.
В связи с требованиями действующего законодательства, касающегося норм
потребления энергетических ресурсов, необходимо повышение эффективности потребления
учреждением энергетических ресурсов (электроэнергии и отопления) путем реализации
мероприятий энергосбережения специализированными организациями.
3. Концепция развития образовательной организации
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества
является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В дошкольном возрасте
происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и
становления самосознания, поэтому перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача
по формированию человека здорового физически, духовно, богатого нравственно,
творческого, думающего. В ФГОС определены основные принципы дошкольного
образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Кроме того, в
условиях нестабильной внешнеполитической, социально-экономической обстановки,
необходимо переоценить и дополнить образовательную деятельность Учреждения, внедрить
патриотическое, духовно-нравственное воспитание детей. О важности духовнонравственного, патриотического воспитания в современных условиях говорится и в
официальном проектном документе Минобрнауки России «Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации до 2025 года».
Таким образом, одним из приоритетных направлений МАДОУ № 222 является работа
по созданию условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и
национально-культурных традиций.
Миссия как предназначение детского сада в современных условиях определяет новый
этап развития образовательного учреждения, направленный:
На целостное воспитание и развитие каждого ребенка, на создание всех условий для
поддержания и сохранения здоровья детей, для становления ключевых компетентностей
каждого воспитанника как готовности решать на доступном для него уровне задачи
своей жизнедеятельности. На создание равных стартовых возможностей всем детям,
посещающим детский сад.
12
На поддержку развития идей обновления российского образования путем трансляции
сложившегося во всех сферах деятельности детского сада инновационного опыта,
внедрения федеральных государственных стандартов дошкольного образования путем
включения в разработку педагогических и образовательных проектов;
На создание новых преимуществ учреждения через освоение выгодных позиций,
развитие внутренних возможностей, результативности и качества деятельности, что
способствует повышению конкурентоспособности и созданию положительного имиджа
учреждения в районе и в городе.
Важно подчеркнуть, что выделенные направления построены на принципе интеграции,
то есть взаимопроникают и взаимодополняют друг друга, что позволяет сделать программу
развития целостным стратегическим документом, обеспечить качество реализации всех
подразделений ДОУ, реализовать идеи партисипативного управления, привлечь к
реализации стратегического документа весь кадровый потенциал учреждения.
Целью программы развития МАДОУ № 222 на период до 2026 года является:
создание условий, направленных на повышение качества предоставляемых услуг, обеспечивающих
успешное личностное развитие детей дошкольного возраста с учетом современных тенденций развития
образования и потребностей социума.
Задача
Модернизация системы
профессионального и
личностного роста
педагогических
работников.
Результат
Повышение
профессиональной
компетентности
педагогических
работников в
соответствии с
требованиями
Профессионального
стандарта, через
повышение
квалификации,
транслирование опыта на
различных уровнях,
участие в инновационной
деятельности.
Показатель
Значение
показател
я
доля от общего 100
числа
педагогов,
прошедших
повышение
квалификации
по
современным
программам, в том
числе в области
применения
цифровых
технологий (%)
доля от общего 70
числа
педагогов,
систематически
применяющих
инновационные
образовательные
технологии (%)
доля от общего 80
числа
педагогов,
принимающих
участие
в
распространении
опыта
на
муниципальном,
региональном
и
федеральном
уровне,
участвующих
в
конкурсах
13
Создание условий для
осуществления
целостного подхода к
укреплению здоровья
детей, а также для
способствующих
становлению
гражданских,
патриотических и
нравственно-этических
основ личности ребѐнка.
Совершенствование
содержания и форм
взаимодействия с семьей
с учѐтом индивидуальных
особенностей и
потребностей родителей
воспитанников
Повышение
конкурентоспособности
организации путѐм
Создание личностноразвивающей среды, для
удовлетворения
ключевых
психологических
потребностей
дошкольников, через
налаживание
гармоничных отношений
с педагогами, родителями
и друзьями, раскрытие
внутренней мотивации к
познанию, достижению и
саморазвитию,
укрепление значимости
семьи в воспитании
гражданскопатриотических чувств
ребенка; сплочении всех
членов семьи,
возрождении и
сохранении семейных
традиций.
Повышена психологопедагогическая
компетентность
субъектов программы в
области семейного
воспитания и семейного
взаимодействия,
организовано
информационное
сопровождение
современной семьи,
представленной в
информационном
образовательном
пространстве детского
сада.
Доступность для
воспитанников
возможностей
профессионального
мастерства (%)
Реализация
плана
мероприятий
проекта
«Талантливые дети»
(%)
Реализация
плана
мероприятий
проекта «Маленький
гражданин» (%)
Реализация
плана
мероприятий
проекта «Здоровый
малыш» (%)
Доля мероприятий,
включенных в
годовой план,
направленных на
патриотическое,
духовнонравственное и
здоровьеформирую
щее воспитание (%)
Доля
удовлетворенности
основных субъектов
– участников
проекта качеством
предоставляемых
услуг (%)
Доля от общего
числа педагогов,
прошедших
повышение
квалификации по
современным
программам (%)
Доля от общего
числа педагогов,
освоивших
современные
образовательные
технологии и
активно
применяющих их в
образовательном
процессе (%)
Доля воспитанников
(от общего числа),
получающих
100
100
100
80
95
100
100
95
14
предоставления широкого
спектра качественных
дополнительных
образовательных услуг
удовлетворения их
индивидуальных
потребностей,
способностей и интересов
в разных видах
деятельности
дополнительные
образовательные
услуги (%)
Доля
удовлетворенности
родителей
(законных
представителей)
набором и
качеством
дополнительных
платных
образовательных
услуг
предоставляемых в
Учреждении (%)
Доля
софинансирования
деятельности
Учреждения за счет
внебюджетных
средств (%)
95
25
4. Механизм реализации Программы развития
Механизмы реализации Программы определены тематическими проектами,
обеспечивающими участие в реализации Программы развития коллектива детского сада,
родителей (законных представителей), обучающихся и социума.
1. Проект
«Информатизация
образования»
1.
2.
3.
4.
5.
2.Проект
«Маленький
гражданин»
1.
2.
Совершенствовать комплексную интегрированную модель
информационно-методического
и
технического
обеспечения воспитательно-образовательного процесса
ДОУ.
Интегрировать, внедрить информационные технологии в
процессы воспитания и обучения.
Создать банк компьютерных обучающих программ,
дидактических
и
методических
материалов
по
использованию информационных технологий в работе
ДОУ.
Разработать
личностно-ориентированные
формы
взаимодействия субъектов (детей, родителей (законных
представителей),
педагогов)
учреждения,
обусловливающие повышение уровня профессиональной
компетентности
специалистов
и
овладение
интегрированными способами развития личности ребенка.
Повысить заинтересованность родителей (законных
представителей) во взаимодействии их с ДОУ.
Формирование у дошкольников нравственных качеств
личности через ознакомление с родным городом;
Формирование гражданской позиции и патриотических
чувств к прошлому, настоящему и будущему родного
15
3.
4.
5.
6.
7.
3.Проект
«Талантливые дети»
1.
2.
3.
4.
6.
4.Проект
«Ответственное
родительство»
1.
2.
3.
4.
5.Проект «Здоровый
малыш»
5.Проект «Педагогмастер»
края, чувства гордости за свою малую родину;
Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей
семье, родному дому, земле, где он родился;
Воспитание любви и уважения к своему народу, его
обычаям, традициям;
Формирование основ экологической культуры, гуманного
отношения ко всему живому;
Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к
Защитникам Отечества;
Воспитание чувства уважения к профессиям и труду
взрослых.
Мониторинг
оценки
результативности
качества
образования детей.
Оптимизация условий для развития одаренности детей.
Разработка и реализация индивидуальных
образовательных маршрутов для одаренных детей.
Разработка и реализация программ для обучения и
развития одаренных детей.
Повышение квалификации педагогических работников
ДОУ по вопросам выявления и развития детской
одаренности
Модернизация
системы
работы
детского
сада,
направленной
на
формирование
ответственного
родительства и повышение ценности семьи у родителей;
Создание единой системы подготовки и сопровождения
профессионального родительства в условиях работы с
семьями воспитанников;
Повышение уровня компетентности населения в области
ответственного
родительства.
Повышение
компетентности родителей в вопросах воспитания и
развития ребенка;
Расширение общественного участия в вопросах
формирования ответственного родительства у разных
целевых групп.
Оптимизация системы совместной деятельности с
социальными институтами города, семьями дошкольников,
по приобщению к здоровому образу жизни, формированию
у воспитанников элементарных чувств патриотизма и
гражданственности, развитию нравственности, знакомству
с региональным компонентом.
2. Оптимизация условий для коррекционной помощи детям с
ОВЗ и детям-инвалидам Оптимизация индивидуальных
маршрутов и программ для детей с ОВЗ и детейинвалидов.
3. Повышение квалификации педагогических работников
ДОУ по вопросам коррекционного образования
1. Организация наставничества для профессионального
становления молодых специалистов
2. Выявление, обобщение и транслирование передового
педагогического опыта на разных уровнях через конкурсы
профессионального мастерства, участие в конференциях,
1.
16
5.Проект «Мы
партнеры»
публикации в СМИ, официальном сайте ДОУ, проектную
деятельность и т.д.
3. Разработка и реализация плана мотивирования и
стимулирования инновационной деятельности педагогов,
профилактики профессионального выгорания, стремления
к повышению своей квалификации
4.
Обучение
педагогов
современным
технологиям
взаимодействия со взрослыми и детьми .
1. Поиск новых форм эффективного взаимодействия ДОУ с
социальными партнерами по вопросам о воспитания и
развития дошкольников
2. Создание условий для обеспечения всестороннего развития
способностей
и
творческого
потенциала
детей
дошкольного возраста через систему сотрудничества ДОУ
с социальными партнѐрами
3.
Создание условий для формирования положительного
имиджа МАДОУ через участие детей, родителей, педагогов
в мероприятиях сетевого взаимодействия.
4. Увеличение дохода учреждения, процента софинансирования.
В процессе реализации Программы развития, МАДОУ проводит мониторинг,
систематизацию данных о проведенных мероприятиях и осуществляет подведение итогов по
всем этапам реализации программы.
5. Показатели эффективности Программы развития
Плановое
значение по
Итоговый
годам
результат
реализации
2026
2023
2026
Не
менее
85
Не
менее
100
100
задача
Наименование показателя
Модернизация
системы
профессиональн
ого и
личностного
роста
педагогических
работников.
доля от общего числа
педагогов, прошедших
повышение квалификации по
современным программам, в том
числе в области применения
цифровых технологий
%
Текуще
е
значен
ие
показа
теля
80
доля от общего числа
педагогов, систематически
применяющих инновационные
образовательные технологии
%
40
Не
менее
30
Не
менее
70
70
доля от общего числа
педагогов, принимающих участие
в распространении опыта на
муниципальном, региональном и
федеральном уровне,
участвующих в конкурсах
профессионального мастерства
%
0
Не
менее
70
Не
менее
100
100
30
Не
Не
100
Создание
Един
ица
измер
е ния
Реализация плана мероприятий %
17
условий для
осуществления
целостного
подхода к
укреплению
здоровья детей,
а также для
способствующи
х становлению
гражданских,
патриотических
и нравственноэтических основ
личности
ребѐнка
Совершенствова
ние
профессиональн
о-личностных
компетенций
педагогических
работников,
путем развития
наставничества,
создания
условий для
участия
педагогов в
инновационных
проектах.
Совершенствова
ние содержания
и форм
взаимодействия
с семьей с
учѐтом
индивидуальных
особенностей и
потребностей
родителей
воспитанников
Повышение
конкурентоспос
обности
проекта «Талантливые дети»
менее
70
Не
менее
70
Не
менее
70
Не
менее
70
менее
100
Не
менее
100
Не
менее
100
Не
менее
80
Реализация плана мероприятий %
проекта «Маленький гражданин»
50
Реализация плана мероприятий %
проекта «Здоровый малыш»
50
Доля
мероприятий, %
включенных в годовой план,
направленных на патриотическое,
духовно-нравственное
и
здоровьеформирующее
воспитание
50
Доля от общего числа педагогов,
аттестованных на высшую или
первую квалификационную
категорию
Доля от общего числа педагогов,
прошедших повышение
квалификации по современным
программам
Доля от общего числа педагогов,
освоивших современные
образовательные технологии и
активно применяющих их в
образовательном процессе
Доля от общего числа педагогов,
участвующих в конкурсах
профессионального мастерства
Доля удовлетворенности
основных субъектов – участников
проекта качеством
предоставляемых услуг
%
70
Не
менее
80
Не
менее
90
90
%
70
Не
менее
80
Не
менее
100
100
%
70
Не
менее
80
Не
менее
100
100
%
30
90
Не
менее
50
Не
менее
95
50
%
Не
менее
40
Не
менее
90
Доля
от
общего
числа %
педагогов,
прошедших
повышение квалификации по
современным программам, в том
числе в области применения
цифровых технологий
60
Не
менее
70
Не
менее
80
80
Доля
от
общего
числа %
педагогов,
освоивших
современные
образовательные
технологии
и
активно
применяющих
их
в
образовательном процессе
40
Не
менее
60
Не
менее
100
100
Доля
воспитанников
(от %
общего
числа),
получающих
дополнительные образовательные
80
Не
менее
90
Не
менее
95
95
100
100
80
95
18
организации
путѐм
предоставления
широкого
спектра
качественных
дополнительных
образовательны
х услуг
услуги (%)
Доля
удовлетворенности %
родителей
(законных
представителей)
набором
и
качеством
дополнительных
платных образовательных услуг
предоставляемых в Учреждении
(%)
80
Не
менее
90
Не
менее
95
95
Доля
софинансирования %
деятельности Учреждения за счет
внебюджетных средств (%)
46
Не
менее
25
Не
менее
25
25
19
6. План финансирования мероприятий программы развития
Наименование мероприятия
Источники
финансирования
Затраты на реализацию задач, тыс.руб.
2022
2023
2024
2025
Итоговые
затраты,
тыс.руб
2026
Задача 1: «Модернизация системы профессионального и личностного роста педагогических работников».
Повышение квалификации педагогов по различным
направлениям инновационной деятельности
Проведение конференций, круглых столов, семинаров и др.
мероприятий совместно с социальными партнерами для обмена
опытом между педагогическими работниками
Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства
региональный
бюджет
0
0
0
0
0
0
муниципальный
бюджет
8
8
9
9
9
109
внебюджетные
средства
15
14
25
25
30
233
региональный
бюджет
0
0
0
0
0
0
муниципальный
бюджет
3
6
8
8
8
109
внебюджетные
средства
5
12
10
15
20
233
региональный
бюджет
0
0
0
0
0
0
муниципальный
бюджет
3
6
8
8
8
109
внебюджетные
5
12
10
15
20
233
средства
Задача 2: «Создание условий для осуществления целостного подхода к укреплению здоровья детей, а также для
способствующих становлению гражданских, патриотических и нравственно-этических основ личности ребѐнка».
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья
воспитанников (приобретение спортивного инвентаря,
оборудования, материалов для обеспечения надлежащего
санитарного состояния помещений)
Организация и проведение мероприятий направленных на
патриотическое, духовно-нравственное и
здоровьеформирующее воспитание
Реализация плана мероприятий проекта «Здоровый
ребенок, «Талантливые дети», «Маленький гражданин»
региональный
бюджет
0
0
0
0
0
0
муниципальный
бюджет
3
10
10
10
10
152
внебюджетные
средства
30
50
60
70
90
910
региональный
бюджет
0
0
0
0
0
0
муниципальный
бюджет
3
10
10
10
10
152
внебюджетные
средства
30
50
60
8
80
910
региональный
бюджет
0
0
0
0
0
0
муниципальный
бюджет
3
10
10
10
10
152
внебюджетные
средства
30
50
60
80
80
910
Задача 3: «Совершенствование содержания и форм взаимодействия с семьей с учѐтом индивидуальных особенностей и потребностей
21
родителей воспитанников».
Реализация системы мероприятий, направленных на воспитание
личностных качеств дошкольников
Проведение совместных мероприятий с родителями, реализация
детско-родительских проектов
Внедрение новых форм информационно-коммуникационного
взаимодействия участников образовательного процесса
региональный
бюджет
0
0
0
0
0
0
муниципальный
бюджет
5
100
10
10
10
135
внебюджетные
средства
20
20
255
30
30
325
региональный
бюджет
0
0
0
0
0
0
муниципальный
бюджет
5
10
10
10
10
135
внебюджетные
средства
20
20
20
20
20
325
региональный
бюджет
0
0
0
0
0
0
муниципальный
бюджет
5
10
10
10
10
135
внебюджетные
средства
20
20
20
20
20
325
Задача 4: «Повышение конкурентоспособности организации путѐм предоставления широкого спектра качественных дополнительных
образовательных услуг».
22
Подготовка кадров (повышение квалификации, переподготовка)
Затраты на приобретение материально-технического оснащения
и методических материалов для запуска новых образовательных
услуг
Итого:
региональный
бюджет
0
0
0
0
0
муниципальный
бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные
средства
150
200
200
200
200
2 810
региональный
бюджет
0
0
0
0
0
0
муниципальный
бюджет
0
0
0
0
0
внебюджетные
средства
200
250
420
440
450
2 810
региональный
бюджет
0
0
0
0
0
0
муниципальный
бюджет
41
80
85
85
85
376
внебюджетные
средства
555
798
910
975
1040
4 278
0
23
7. Управление реализацией программы
Руководитель Программы определяет соисполнителей и участников мероприятий
Программы.
С целью организации и контроля реализации мероприятий Программы руководитель
проводит совещания по анализу, контролю, мониторингу и регулированию процесса
реализации и ежегодно готовит годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности
Программы. Мониторинг ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и
отклонений от запланированных параметров в ходе реализации Программы, а также на
выполнение мероприятий Программы в течение года. Мониторинг реализации Программы
осуществляется ежегодно. Объектом мониторинга является выполнение мероприятий
Программы в установленные сроки, сведения о финансировании Программы на отчетную
дату, степень достижения плановых значений индикаторов Программы.
Администация МАДОУ:
организует реализацию Программы, принимает решение о внесении изменений в
Программу развития;
контролирует выполнение программных мероприятий, выявляет несоответствие
результатов их реализации плановым показателям, устанавливает причины недостижения
ожидаемых результатов и определяет меры по их устранению;
запрашивает у исполнителей и участников Программы информацию, необходимую для
проведения мониторинга и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности
Программы;
рекомендует исполнителям и участника Программы осуществлять разработку отдельных
мероприятий, планов их реализации;
подготавливает годовой отчет о ходе реализации Программы.
Участники и соисполнители Программы:
осуществляют реализацию мероприятий Программы, в отношении которых они являются
исполнителями или в реализации которых предполагается их участие;
вносят руководителю предложения о необходимости внесения изменений в Программу;
представляют руководителю информацию, необходимую для проведения мониторинга
реализации Программы, оценки эффективности реализации Программы и формирования
сводных отчетов;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию
Программы.
8. Заключение
Предлагаемая Программа развития МАДОУ – детский сад № 222 является результатом
деятельности творческой группы педагогов детского сада, которые заинтересованы в его
развитии и желают видеть и поэтапно реализовать его перспективы и возможности.
Происходящие в последние годы изменения в области дошкольного образования,
позволили нам выдвинуть идеи и планы, которые мы заложили в Программу развития ДОУ,
и, благодаря которым определились ее такие важнейшие возможности, как реалистичность,
целостность, обоснованность.
Предлагаемая Программа развития не является идеалом. Мы готовы к ее
совершенствованию, даже отказу от каких то деталей. Также ее реализация будет
определяться объективными условиями, которые сложатся вокруг системы дошкольного
воспитания и образования, а именно в вопросах управления и финансирования.
Мы уверены, что Программа развития дошкольного образовательного учреждения
будет для нас руководством к действию на ближайшие годы.
25