21.10.2021
Досуговое мероприятие
«Литературное кафе»
как одна из вариативных форм работы
с детьми дошкольного возраста
по приобщению к художественной
литературе
Литературное кафе – это способ реализации творческого
потенциала детей в ДОУ, увлекательная форма погружения в художественный мир
произведений Д.Н. Мамина-Сибиряка. Помогает ребенку высказать свое отношение к
художественному произведению, проявить себя в ролевой деятельности, которая
развивает ассоциативное мышление, творческое воображение, способствует
эстетическому воспитанию личности.
Задачи литературного кафе – это приобщение дошкольников к
лучшим образцам словесного искусства – классической и современной прозе:
1. Формирование представлений о художественной литературе
как искусстве слова.
2. Расширение кругозора.
3. Вхождение в мир социальных отношений людей, нравственных
основ жизни.
4. Погружение в мир литературной речи, ее силы, красоты,
образности, связности, знакомство с разными жанрами литературных произведений.
5. Развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста, их естественное стремление к фантазиям, сочинительству, рифмовке
слов.
6. Развитие чувственно-эмоциональной сферы, способности
сопереживать героям.
Литературное кафе – специфическая форма досуговой и
познавательной деятельности. Основной принцип – осуществление деятельностного
подхода к осмыслению литературы, реализация творческих устремлений дошкольников,
их гуманитарного потенциала.
Проведение литературных кафе включает в себя несколько
этапов. Предварительная работа по подготовке «кафе»:
1. Подбор литературного материала включает в себя подбор
«Аленушкиных сказок» Д.Н. Мамина - Сибиряка.
2. Создание сценария.
3. Подбор «героев» для будущего сценического воплощения.
Индивидуальная работа над текстовым материалом (работа над ролью, сценическая
реализация роли.
4. Знакомство детей с их ролью в будущем «кафе». Подготовка
к творческому представлению писателя (биография, особенности творчества, сказки).
5. Работа с музыкальным и художественным материалами.
6. Организация развивающей предметно-пространственной среды
в группе. Работа по созданию костюмов, декораций и общего оформления кафе.
Структура встречи в литературном кафе:
1. Сбор гостей.
2. Представление и знакомство с участниками «кафе» и
гостями.
3. Демонстрация керосиновых ламп, свечей, картин, портрета
Д.Н. Мамина-Сибиряка – символов литературного кафе, поэтическое вступление
в тему.
4. Сценическая реализация. Комплексное воздействие искусств
обостряет восприимчивость ребят, развивает ассоциативное и образное мышление.
Литературно-музыкальная композиция: монтаж отдельных выступлений –
художественное чтение, исполнение сказок, инсценирование – комментарий ведущего
– являются методами и приемами проведения литературного кафе.
5. Отклик дошкольников на происходящее (отзывы,
выступления, т.е. обратная связь с детьми).
В литературном кафе после окончания знакомства с писателем
и его произведениями проведен конкурс на самую удачную интерпретацию
художественного текста, конкурс на самый интересный вопрос и т.п. На
заключительном этапе – рефлексия.