Дополнительная общеразвивающая программа изостудия АКВАРЕЛЬКА

1

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Управление образования Ленинского района
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 222
620144, г. Екатеринбург, ул.Серова, д.14, тел.:(343) 210-57-71, факс: (343) 210-36-67, e-mail: dou222@yandex.ru
Принята Педагогическим советом МАДОУ –
детский сад № 222:

Утверждена:

протокол № 1 от « 23» августа 2019 г.

Приказ № 24-п от «30» августа 2019 г.
Заведующий МАДОУ – детский сад № 222
/С.С. Старостина/

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ИЗОСТУДИИ «АКВАРЕЛЬКА»
Направленность: художественная
Возраст:3-7 лет
Срок реализации: 4 года

Составитель:
Педагог дополнительного образования
Рыжкова Татьяна Сергеевна

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
1.1. Цели и задачи программы
1.2. Принципы построения программы
1.3. Объем программы
1.4. Содержание программы
2. Календарный учебный график
3. Учебный план
4. Модули программы
4.1. Рабочая программа «Волшебный мир цвета»
4.2. Рабочая программа модуля «Удивительный мир вокруг нас»
4.3. Рабочая программа модуля «Мы рисуем, играя!»
4.4. Рабочая программа модуля «Декоративно-прикладное искусство»
5. Планируемые результаты
6. Формы оценки планируемых результатов
7. Организационно-педагогические условия
7.1. Кадровое обеспечение образовательной деятельности
7.2. Методическое обеспечение программы
7.3. Материально-техническое обеспечение
8. Список литературы
Приложение

3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста
«Изостудия Акварелька»» имеет художественно-эстетическую направленность.
Программа художественной направленности в системе дополнительного
образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в
различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта
человечества, воспитанию творческой личности. Основной целью данного
направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся,
нравственное и художественно- эстетическое развитие личности ребѐнка.
Социально – экономические изменения во всех сферах жизни общества
привели к смене ценностных ориентаций в образовании. Ведущей целью
образования становится не объем усвоенных знаний и умений, а гармоничное
разностороннее развитие личности, дающее возможность реализации уникальных
возможностей человека, подготовка ребенка к жизни, его психологическая и
социальная адаптация.
Занятия изобразительной
деятельностью приобщают ребенка к миру
прекрасного, воспитывают художественный вкус.
Новизна Программы состоит в личностно-ориентированном обучении. Задача
педагога дополнительного образования состоит в том, чтобы создать каждому
ребѐнку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации своих
способностей, как в коллективе, так и индивидуально..
Актуальность Программы
предполагает целенаправленною работу по
обеспечению воспитанников дополнительной возможностью удовлетворения
творческих потребностей для духовного, интеллектуального развития, посредствам
приобщения их к изобразительной деятельности.
Педагогическая целесообразность Программы
определена тем, что
ориентирует детей на приобщение к эстетической деятельности. В эстетическом
развитии детей центральной является способность к восприятию художественного
произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который
отличается оригинальностью(субъективной новизной),вариативностью, гибкостью,
подвижностью. Система занятий воспитывает коммуникабельность, трудолюбие,
умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения.
Отличительная особенность программы: приобщение детей к художественной
деятельности с младшего возраста (3 года) на основе «вовлекающего» показа
педагога.
Программа составлена опираясь на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования, СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм.
от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (пункт 4.20), Концепцию развития дополнительного образования
детей (утвержденную распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г.№ 1726-р).

4

1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель программы – формирование у детей дошкольного возраста
эстетического отношения к художественно-творческих способностей в
изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
 Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительновыразительных средств (цвет, форма, линия, пятно, формат фона, ритм).
 Создание условий для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
 Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах их
сочетания между собой.
Воспитательные:
 воспитание художественного вкуса и чувства гармонии
• развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;
• формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в
современном обществе;
• формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми;
• создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
• развивать художественно- творческие способности детей в продуктивных видах
детской деятельности;
• развитие эстетического восприятия художественных образов;
• развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
• укрепление здоровья детей.

5

1.2. Принципы построения программы
Программа адаптирована к возрастным особенностям детей в возрасте 3-7 лет.
Процесс обучения изобразительному искусству в основном построен на
реализации дидактических принципов:
1. 1.Принцип систематичности и последовательности: постановка и
корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от
простого к сложному», « от близкого к далекому», «от хорошо известного к
малоизвестному и незнакомому»;
2. 2.Принцип психологической комфортности: создается образовательная
среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса.
3. 3.Принцип
культуросообразности:
построение
универсального
эстетического содержания программы с учетом региональных культурных
традиций.
4. 4.Принцип вариативности: формирование у детей умения осуществлять
собственный выбор, и систематическое предоставление им возможности
выбора.
5. 5.Принцип творчества: процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой личности.
6. 6.Принцип непрерывности: обеспечиваются преемственные связи между
дошкольной подготовкой и различными кружками и секциями.
7. 7.Принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.
8. 8. Принцип цикличности: построение содержания программы с постепенным
усложнением и расширением от возраста к возрасту.
9. 9. Принцип развивающего характера художественного образования.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные
взгляды об основах организации развивающего обучения в непрерывной сфере
образования, обеспечивают решение поставленных задач интеллектуального и
личностного развития детей, формирования у них деятельных способностей.

6

1.3. Объѐм программы
Программа рассчитана на пять лет обучения для детей с 3 лет до 7 лет.
Программа предполагает проведение 2-х занятий в неделю.
При построении образовательной деятельности учитываются возрастные
психические и физические особенности детей. Занятие проводится подгруппами по
10-15 человек. Продолжительность каждого занятия зависит от возрастной группы:
-

группа младшего возраста 3-4 года – не более 15 минут;
группа среднего возраста 4-5 лет – не более 20 минут;
группа старшего возраста 5-6 лет – не более 25 минут;
подготовительная группа 6-7 лет – не более 30 минут;
Программой предусмотрены:

- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
- Открытые занятия.
- Тематические (сюжетные) занятия.
-Участие в городских, районных конкурсах на лучший рисунок.
В работе используются следующие методы: показ взрослого, словесные объяснения,
демонстрация видеоматериалов. Эмоциональный настрой – использование
музыкальных произведений.
Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая
драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ
способов выполнения.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия
них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и
привитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа предполагает освоение цвета как основного художественновыразительного средства. Развитие восприятия цвета в природе ( деревья, цветы,
листья, камни).Знакомство со свойствами разнообразных материалов, обогащение
сенсорного опыта детей, обучение выражению разнообразных чувств, настроений
через цвет, форму, линию, движение.
Основная форма образовательной работы с детьми: занятия изобразительной
деятельностью, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное
и всестороннее воспитание и формирование художественных способностей каждого
ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: лепка,
аппликация, рисование, слушание музыки, творческие задания. Программой
предусмотрены знакомство с книжной графикой, с произведениями выдающихся
художников.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению програмного содержания,

7

приобретению опыта взаимодействия, принятию решений. Беседы, проводимые на
занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей, в беседе дети получают
информацию об изобразительном искусстве.

8

1.4. Содержание программы
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста
«Изостудия Акварелька» имеет художественную направленность. Программа
рассчитана на 4 лет обучения и имеет модульную структуру.
Модуль – совокупность частей учебной дисциплины (курса), имеющая
определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и
результатам воспитания, обучения.
Модуль
Модуль
Модуль
Модуль

«Волшебный мир цвета»
«Удивительный мир вокруг нас»

«Мы рисуем играя»
«Декоративно-прикладное искусство»

При реализации каждого модуля учтены возрастные особенности
содержание направлений развития и образования детей дошкольного возраста:

и

Социально-коммуникативное развитие: развитие свободного общения с
детьми и взрослыми в области изобразительного искусства; практическое овладение
воспитанниками нормами речи, формирование представлений о изобразительном
искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной,
гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к
мировому сообществу.
Познавательное развитие: расширение кругозора детей в области
изобразительного искусства; сенсорное развитие, формирование целостной картины
мира в сфере эстетического искусства,
приобщение к различным видам
изобразительного искусства, использование художественных произведений для
обогащения эстетического восприятия художественных образов. Формирование
интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского
творчества.
Речевое развитие: использование музыкальных произведений с целью
усиления эмоционального восприятия художественных произведений. Обогащение
словарного запаса
Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностносмыслового восприятия изображений, восприятие музыки, реализацию
самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие: развитие физических качеств, необходимых для
художественной деятельности, использование музыкальных произведений в
качестве музыкального сопровождения различных видов детской изобразительной
деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе
жизни, релаксация.

9

2. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Составляется ежегодно в зависимости от календарного учебного графика
ДОУ.
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

1

1

1

2
3
4
5
6
7
8

Сентябрь
9
16
10
17
11
18
12
19
13
20
14
21
15
22

2
3
4
5
6
7
8

Декабрь
9
16
10
17
11
18
12
19
13
20
14
21
15
22

2
3
4
5
6
7
8

Март
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22

23/30
24
25
26
27
28
29
23/30
24/31
25
26
27
28
29
23/30
24/31
25
26
27
28
29

1
2
3
4
5
6

Октябрь
7
14
21
8
15
22
9
16
23
10
17
24
11
18
25
12
19
26
13
20
27

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12

Январь
13
14
15
16
17
18
19

6
7
8
9
10
11
12

Апрель
13
14
15
16
17
18
19

1
2
3
4
5

20
21
22
23
24
25
26
20
21
22
23
24
25
26

28
29
30
31
1
2
3
27
28
29
30
31
1
2
27
28
29
30
1
2
3

4
5
6
7
8
9
10

Ноябрь
11
12
13
14
15
16
17

3
4
5
6
7
8
9

Февраль
10
17
11
18
12
19
13
20
14
21
15
22
16
23

4
5
6
7
8
9
10

Май
11
12
13
14
15
16
17

18
19
20
21
22
23
24

18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30

24
25
26
27
28
29

25
26
27
28
29
30
31

Летне-оздоровительный период
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс

1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14

Июнь
15
16
17
18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28

29
30
1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12

Июль
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
1
2

3
4
5
6
7
8
9

Август
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23

Условные обозначения
число

Учебные дни по
расписанию

Выходные,
праздничные дни

Мониторинг

24/31
25
26
27
28
29
30

10

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Теория/
занятия

Практика/
занятия

Теория/
занятия

Практика/
занятия

всего по
модулям

итого

Практика/
занятия

4-й год
обучения
Дети 6-7 лет

Теория/
занятия

3-й год
обучения
Дети 5-6 лет

Практика/
занятия

2-й год
обучения
Дети 4-5 лет

Теория/
занятия

1-й год
обучения
Дети 3-4 лет

Модуль 1
«Волшебный мир цвета»

4

21

4

15

4

13

3

14

78

Модуль 2
«Сюжетное рисование»

4

15

4

17

4

19

3

20

86

Модуль 3
«Мы рисуем, играя»

6

24

8

24

8

18

5

22

115

6

16

8

16

8

22

8

21

105

20

76

24

72

24

72

19

77

384

Модуль

Модуль 4
«Декоративно-прикладное
искусство»
Итого
Всего по годам

96

96

96

96

384

11

4. МОДУЛИ ПРОГРАММЫ
Программа состоит из четырех модулей, которые определяют
продолжительность обучения детей. При реализации каждого модуля учтены
возрастные особенности детей.
4.1. Рабочая программа модуля «Волшебный мир цвета»
«Волшебный мир цвета» является основой для развития чувства цвета.
Дети первого года обучения (3-4 года).
Дети в этом нежнейшем возрасте уже много чувствуют, воспринимают,
они замечают красоту окружающего мира, эмоционально откликаются на
яркие впечатления. Для поддержания у детей интереса к работе необходима
игровая мотивация.
Задачи Программы для этого возраста: в рисовании – развивать
восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях
окружающей действительности, создавать условия для их активного
познания и на этой основе учить детей:
 Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами;
 Сопровождать движения карандаша или кисти словами , игровыми
действиями (например: «Дождик, чаще –кап-кап-кап!», «Бегут ножки по
дорожке топ –топ-топ!»).
 Знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью
(аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть
по ворсу, проводить линии); учить создавать одно-, двух- и
многоцветные выразительные образы.
 Рисовать
карандашами
и
фломастерами
–проводить
линии
(вертикальные , горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в
формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные
образы.
Основное содержание:
 цветные карандаши
 фломастеры
 цветные мелки
 играем с линией
 играем с короткими линиями-штрихами
 как линия помогает украшать
 краски-умницы

12

 кисточка - помощница
 чудо-водичка
 кисть волшебная рисует
 играем с белой краской
 рисование пальчиками
 рисование ватными палочками
 рисование-экспериментирование
 кисточка танцует
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 творческая активность;
 эмоциональность;
 дети видят цельный художественный
изобразительно-выразительных средств;

образ

в

единстве

 ориентируются в понятии форма, цвет, величина, количество;
 имеют представление о внешне виде растений и животных;
Дети второго года обучения (4-5 лет).
У детей 4-5 лет происходит переход от мышления в движениях к
мышлению образному, к преднамеренному изображению, в котором он
стремится передать свои наиболее яркие впечатления от восприятия
окружающего мира, представление о форме предмета, характерные и
значимые для него детали и выразить свое отношение к изображаемому.
Задачи Программы для этого возраста: учить детей создавать с натуры
или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные
признаки изображаемых объектов через обрисовывающий жест; учить
координировать движения рисующей руки (широкие движения при
рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие – дл
прорисовывания деталей, ритмичные- для рисования узоров); варьировать
формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий,
мазков, пятен, геометрических форм.
Ребенок этого возраста легко возбуждается от обилия впечатлений,
различных знаний, лучше запоминает то, что эмоционально окрашено и
интересно. У ребенка формируется потребность более основательного и
активного знакомства с окружающим миром.
Основное содержание:
 нарисуй, расскажи;
 грибное семейство;
 мы с голосом своим в ладу и песенки поем в саду;
 что какого цвета бывает?;

13

 осень водит сочной кистью;
 кисонька-мурысонька;
 белая краска-волшебница;
 о чем могут рассказать краски;
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность
изображения;

при

выборе

темы,

способов

и

приема

Ребенок этого возраста физически крепнет, улучшается
элементы творчества проявляются во всех видах деятельности.

память,

Дети третьего года обучения (5-6 лет).

Основные задачи в рисовании – совершенствовать технику получать
новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью, смешивать
краски, чтобы получать новые цвета оттенки, умело проводить линии в
разных направлениях, и в декоративном рисовании в том числе , создавать
элементы узора всем ворсом кисти или концом, учить рисовать акварельными
красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью
нескольких цветов или оттенков.
Основное содержание:
 картинки на песке;
 веселые человечки;
 веселые портреты;
 бабочки красавицы;
 улетает наше

лето;

Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;

14

 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения;
Дети четвертого года обучения (6-7 лет).
У
детей возрастает уровень самостоятельности, проявляется
потребность в разнообразии тем, характеров, а также индивидуальных
проявлений. Улучшается память, элементы творчества проявляются во всех
видах деятельности.
Основные задачи в рисовании- совершенствовать технику рисования
гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать ,
смешивая краски для получения задуманных цветов и оттенков);
самостоятельно
выбирать художественные материалы для создания
выразительного образа (для пейзажных рисунков использовать аквар ель или
пастель, для декоративного панно – гуашь, для предварительных набросков
или эскизов – уголь или простой карандаш.
Основное содержание:
 Цветные чудеса природы;
 Чудо-овощи и чудо-фрукты;
 Чудесные превращения в пятна;
 Птичьи дома;
 Животные жарких стран;
 Наклонись к земле пониже;
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения;
 Дети

различают

реальный

и

фантазийный

«выдуманный»

мир

в

произведениях изобразительного и декоративно прикладного искусства,
переносят это понимание в собственную художественную деятельность;
 Дети

самостоятельно

выбирают

художественные

образы,

сюжеты

композиций, материалы , инструменты, способы и приемы реализации
замысла;

15

 Развиты композиционные умения: размещают объекты в соответствии с
особенностью их формы, величины, создают композицию в зависимости от
сюжета, изображают более близкие и далекие предметы;
4.2. Рабочая программа модуля «Удивительный мир вокруг нас»
Раздел «Удивительный мир вокруг нас» направлен на освоение детьми
способов и приемов изображения знакомых предметов на основе доступных
средств художественно- образной выразительности (форма, ритм, динамика) в
сюжетном рисовании.
Дети первого года обучения (3-4 года).
Задачи Программы для этого возраста: в рисовании – развивать
восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях
окружающей действительности, создавать условия для их активного
познания и на этой основе учить детей:
 Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами;
Основное содержание:
 Разноцветные клубочки;
 Рисование на мокрой бумаге;
 Цветочная поляна;


Веточка рябины;
 Мой веселый звонкий мяч;
 Разноцветные мячики;
 Ягодка за ягодкой;
 Яблоко с листочком;
 Мышка и репка;
 Падают, падают листья;
 Светлячок;
 Сороконожка в магазине;
 Серпантин;
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 творческая активность;
 эмоциональность;
 дети видят цельный художественный
изобразительно-выразительных средств;

образ

в

единстве

16

 ориентируются в понятии форма, цвет, величина, количество;
 имеют представление о внешне виде растений и животных;
Дети второго года обучения (4-5 лет).
Задачи Программы для этого возраста: учить детей создавать с натуры
или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные
признаки изображаемых объектов через обрисовывающий жест; учить
координировать движения рисующей руки (широкие движения при
рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие – дл
прорисовывания деталей, ритмичные- для рисования узоров); варьировать
формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий,
мазков, пятен, геометрических форм.
Основное содержание:
 Храбрый петушок;
 Яблоко-спелое, красное, сладкое;
 «Кисть рябинки, гроздь калинки»;
 Зайка серенький стал беленьким;
 Наша елочка;
 Мышка и Мишка;
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность
изображения;

при

выборе

темы,

способов

и

приема

Дети третьего года обучения (5-6 лет).
Задачи художественно-творческого развития детей .
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления,
переживания, чувства, мысли.
Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с
задачами познавательного и социального развития детей старшего
дошкольного возраста.
Основное содержание:
 Еловые веточки
 Веселое лето

17

 Деревья в нашем парке
 Загадки с грядки
 Осенние листья
 Лиса-кумушка и лисонька-голубушка
 Волшебные снежинки
 Веселые клоуны
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения;
Дети четвертого года обучения (6-7 лет).
Задачи художественно-творческого развития детей .
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления,
переживания, чувства, мысли.
Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии с
задачами познавательного и социального развития детей старшего
дошкольного возраста.
Активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, бытовых,
общественных, природных явлениях.
Поощрять интерес к изображению человека (портрет, семейный портрет).
Основное содержание:
 С чего начинается Родина;
 Веселые качели;
 Картинки на песке;
 Лес, точно терем расписной;
 Летят перелетные птицы;
 По горам , по долам: «Дремлет лес под сказку сна»;
 Рисование по представлению;
 Лето-маленькая жизнь;

18

Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения;
 Дети

различают

реальный

и

фантазийный

«выдуманный»

мир

в

произведениях изобразительного и декоративно прикладного искусства,
переносят это понимание в собственную художественную деятельность;
 Дети

самостоятельно

выбирают

художественные

образы,

сюжеты

композиций, материалы , инструменты, способы и приемы реализации
замысла;
 Развиты композиционные умения: размещают объекты в соответствии с
особенностью их формы, величины, создают композицию в зависимости от
сюжета, изображают более близкие и далекие предметы.
4.3. Рабочая программа модуля «Мы рисуем, играя!»
Раздел

«Мы рисуем, играя!» направлен на знакомство детей с нетрадиционными

техниками рисования, упражнений, игр и разнообразных средств в изобразительном
творчестве . Использование тематических литературных произведений, музыкального ,
фольклорного

и

игрового

материала

позволяет

интересными, содержательными и познавательными.
Нетрадиционные техники:
 оттиск печатками из овощей;
 тычок жесткой кистью;
 оттиск печатками из ластика;
 оттиск поролоном;

делать

занятия

доступными,

19

 восковые мелки и акварель;
 свеча и акварель;
 отпечатки листьев;
 рисунки из ладошек;
 волшебные веревочки;
 кляксография;
 монотопия;
 печать по трафарету.
Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование позволяет детям
чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение,
дает полную свободу для самовыражения. К тому же эта работа способствует
развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети
неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства,
переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют
выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять
их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и
обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства
познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу
рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и
детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит
те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль
источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Дети самостоятельно выбирают изобразительные материалы, материал, на котором
будет располагаться изображение. Разнообразие способов рисования рождает у детей
оригинальные идеи, развивается речь, фантазию и воображение, вызывает желание
придумывать новые композиции, развивается умение детей действовать с различными
материалами: камнями, песком, веревочками, восковыми мелками, свечей и др. В
процессе рисования, дети вступают в общение, задавая друг другу вопросы, делают
предположения, упражняются во всех типах коммуникативных высказываний.
Дети первого года обучения ( 3-4 года).
Задачи Программы для этого возраста: в рисовании – развивать
восприятие детей, формировать представление о предметах и явлениях

20

окружающей действительности, создавать
познания и на этой основе учить детей:

условия

для

их

активного

 Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами;
 Развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие
предметов различной формы(зрительная, осязательное, кинестетическое)
и цвета;
 Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах
их сочетания между собой;


развивать мелкую моторику рук;
Основное содержание:
 Солнечные лучики;
 Бабочки;
 Птички;
 Кисточка гуляет по бумаге;
 Пакетики для кукол;
 Картинки на песке;
 Красивые листочки;
 Кисточка танцует;
 Ласточки танцуют;
 «Ветерок, подуй слегка!»;
 «Дождик, дождик , веселей!»;
 Вот какие ножки ,у сороконожки!;
 Вот ежик - ни головы, ни ножек!;
 Вот какая елочка! Праздничная елочка! Вкусные картинки;
 Угощайся, зайка;
 Одуванчики;
 Цветы на лугу.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 творческая активность;
 эмоциональность;
 дети видят цельный художественный
изобразительно-выразительных средств;

образ

в

единстве

 ориентируются в понятии форма, цвет, величина, количество;
 имеют представление о внешне виде растений и животных.

21

Дети второго года обучения (4-5 лет).
Основные задачи в рисовании – развивать восприятие детей,
формировать представление о предметах и явлениях окружающей
действительности, создавать условия для их активного познания и на этой
основе учить детей:
 Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами;
 Развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие
предметов различной формы(зрительная, осязательное, кинестетическое)
и цвета;
 Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах
их сочетания между собой;


развивать мелкую моторику рук;

 Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами;
 Воплощать в художественной форме свои представления, чувства
поддерживать личностное творческое начало.
Основное содержание:
 Листопад;
 Осеняя фантазия;
 Кисти рябинки, гроздь калинки;
 Золотые подсолнухи;
 Чудо овощи;
 Зайка серенький;
 Морозные узоры;
 Храбрый петушок;
 Колючая сказка;
 В волшебном подводном мире.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;

22

 самостоятельность
изображения;

при

выборе

темы,

способов

и

приема

Дети третьего года обучения (5-6 лет).
Основные задачи в рисовании – развивать восприятие детей,
формировать представление о предметах и явлениях окружающей
действительности, создавать условия для их активного познания и на этой
основе учить детей:
 Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами;
 Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах
их сочетания между собой;
 Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами;
 Воплощать в художественной форме свои представления, чувства
поддерживать личностное творческое начало.
Основное содержание:
 Листопад;
 Осеняя фантазия;
 Кисти рябинки, гроздь калинки;
 Золотые подсолнухи;
 Чудо овощи;
 Морозные узоры;
 Храбрый петушок;
 Колючая сказка;
 В волшебном подводном мире;
 Плюшевый медвежонок;
 Березка
 Красивые картинки из разноцветной нитки
 Космический пейзаж;
 Салют Победе!
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;

23

 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения;
Дети четвертого года обучения (6-7 лет).
Основные задачи в рисовании – развивать восприятие детей,
формировать представление о предметах и явлениях окружающей
действительности, создавать условия для их активного познания и на этой
основе учить детей:
 Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами;
 Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах
их сочетания между собой;
 Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами;
 Воплощать в художественной форме свои представления, чувства
поддерживать личностное творческое начало;
 Совершенствовать
специфические
изобразительной деятельности.

умения

во

Основное содержание:
 Листопад;
 Осеняя фантазия;
 Кисти рябинки, гроздь калинки;
 Золотые подсолнухи;
 Чудо овощи;
 Морозные узоры;
 Зимние напевы;
 Храбрый петушок;
 Верблюд в пустыне;
 Колючая сказка;
 В волшебном подводном мире;
 Плюшевый медвежонок;
 Березка
 Красивые картинки из разноцветной нитки
 Космический пейзаж;
 Салют Победе!;
 Музыкальный рисунок.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:

всех

видах

24

 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения;
 Дети

различают

реальный

и

фантазийный

«выдуманный»

мир

в

произведениях изобразительного и декоративно прикладного иск усства,
переносят это понимание в собственную художественную деятельность;
 Дети

самостоятельно

выбирают

художественные

образы,

сюжеты

композиций, материалы , инструменты, способы и приемы реализации
замысла;
 Развиты композиционные умения: размещают объекты в соответствии с
особенностью их формы, величины, создают композицию в зависимости от
сюжета, изображают более близкие и далекие предметы.
4.4. Рабочая программа модуля «Декоративно-прикладное искусство»
Модуль «Декоративно-прикладное искусство» направлен на знакомство детей
с Декоративно-прикладным искусством для обогащения зрительных впечатлений и
показа условно-обобщенной трактовки художественных образов.
Дети первого года обучения (3-4 года).
Задачи Программы для этого возраста: знакомить детей с народной
игрушкой (филимоновской, дымковской, семеновской, богородской).
Развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и
явлениях окружающей действительности, создавать условия для их
активного познания и на этой основе учить детей:
 Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами;
 Развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие
предметов
различной
формы
(зрительная,
осязательное,
кинестетическое) и цвета;

25

 Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах
их сочетания между собой;


развивать мелкую моторику рук;
Основное содержание:
 Веселые игрушки;
 Лоскутное одеяло;
 Постираем платочки;
 Вкусное угощение;
 Цветок для мамы;
 Неваляшка танцует;
 Солнышко-колоколнышко!;
 Вот какие у нас птички!;
 Конек-горбунок;
 Филимоновские игрушки;
 Дымковский Олежек;
 Постираем коврик для кота.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 творческая активность;
 эмоциональность;
 дети видят цельный художественный
изобразительно-выразительных средств;

образ

в

единстве

 ориентируются в понятии форма, цвет, величина, количество;
 имеют представление о внешне виде растений и животных;
Дети второго года обучения (4-5 лет).
Основное содержание: Основные задачи в рисовании знакомить детей с
народной
игрушкой
(филимоновской,
дымковской,
семеновской,
богородской).Развивать восприятие детей, формировать представление о
предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для
их активного познания и на этой основе учить детей:
 Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами;
 Развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие
предметов различной формы(зрительная, осязательное, кинестетическое)
и цвета;

26

 Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах
их сочетания между собой;


развивать мелкую моторику рук;

 Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами;
 Воплощать в художественной форме свои представления, чувства
поддерживать личностное творческое начало.
Основное содержание:
 Веселые игрушки;
 Лоскутное одеяло;
 Красивые салфетки;
 Вкусное угощение;
 Цветок для мамы;
 Неваляшка танцует;
 Вот какие у нас птички!;
 Конек-горбунок
 Филимоновские игрушки- свистульки;
 Курочка и петушок;
 Дымковская игрушка;
 Веселые матрешки.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность
изображения.

при

выборе

темы,

способов

и

приема

Дети третьего года обучения (5-6 лет).
Основные задачи в рисовании- формировать представление о
художественных
ремеслах,
знакомить
с
произведениями
русских
мастеров(гжель, хохлома, жостовская роспись, урало-сибирская роспись,
нижнетагильская роспись, Городецкая роспись). Развивать восприятие детей,
формировать представление о предметах и явлениях окружающей

27

действительности, создавать условия для их активного познания и на этой
основе учить детей:
 Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами;
 Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах
их сочетания между собой;
 Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами;
 Воплощать в художественной форме свои представления, чувства
поддерживать личностное творческое начало.
Основное содержание:
 Веселые игрушки;
 Лоскутное одеяло;
 Красивые салфетки;
 Цветок для мамы;
 Конек-горбунок
 Филимоновские игрушки- свистульки;
 Курочка и петушок;
 Дымковская игрушка;
 Веселые матрешки
 Начинается январь, открываем календарь;
 Фантастические цветы;
 Жостовский поднос;
 Городецкие цветы;
 Бело-синее чудо;
 Дымковская барышня;
 Хохломская ваза.
Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения;

28

Дети четвертого года обучения (6-7 лет).
Основные задачи в рисовании-формировать представление о
художественных
ремеслах,
знакомить
с
произведениями
русских
мастеров(гжель, хохлома, жостовская роспись, урало-сибирская роспись,
нижнетагильская роспись, Городецкая роспись). Развивать восприятие детей,
формировать представление о предметах и явлениях окружающей
действительности, создавать условия для их активного познания и на этой
основе учить детей:
Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами;
 Интегрировать виды изобразительной деятельности в разных вариантах
их сочетания между собой;
 Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами;
 Воплощать в художественной форме свои представления, чувства
поддерживать личностное творческое начало;
 Совершенствовать
специфические
изобразительной деятельности.

умения

Основное содержание:
 Веселые игрушки;
 Лоскутное одеяло;
 Красивые салфетки;
 Цветок для мамы;
 Конек-горбунок
 Филимоновские игрушки- свистульки;
 Веселые матрешки
 Начинается январь, открываем календарь;
 Фантастические цветы;
 Жостовский поднос;
 Городецкие цветы;
 Бело-синее чудо;
 Дымковская барышня;
 Городецкая птица;
 Снежный дворец;
 Лебедушка;
 Хохломская посуда;
 Сказочная птица;

во

всех

видах

29

Показатели успешности: в этом возрасте также являются:
 компетентность (эстетическая компетентность);
 творческая активность;
 эмоциональность;
 креативность;
 произвольность и свобода поведения;
 инициативность;
 самостоятельность при выборе темы, способов и приема изображения;
 Дети

различают

реальный

и

фантазийный

«выдуманный»

мир

в

произведениях изобразительного и декоративно прикладного искусства,
переносят это понимание в собственную художественную деятельность;
 Дети

самостоятельно

выбирают

художественные

образы,

сюжеты

композиций, материалы , инструменты, способы и приемы реализации
замысла;
 Развиты композиционные умения: размещают объекты в соответствии с
особенностью их формы, величины, создают композицию в зависимости от
сюжета, изображают более близкие и далекие предметы.

30

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу первого года  хорошо ориентируются в понятиях :форма, цвет,
обучения дети:
величина, количество;
 находят связи между предметами и явлениями
окружающего мира и их изображения в рисунке;
 знают творчество известных мастеров детской книги
Васнецова Ю., Канашевиц В., Лебедева В.,
 итегрируют виды изобразительной деятельности в
разных вариантах их сочетания между собой.
К концу второго года  умеют грамотно отбирать содержание рисунка;
обучения дети:
 умеют передавать характерные признаки предметов и
явлений на основе представлений, полученных из
наблюдений,
в
результате
рассматривания
репродукций, иллюстраций;
 воплощают
в
художественной
форме
свои
представления, переживания, чувства, мысли;
 самостоятельно сочетают знакомые техники;
 разнопланово экспериментируют с художественными
материалами ( краски, восковые карандаши, маркеры,
пастель), инструментами (кисть, карандаш, восковые
карандаши,
пастель,
цветные
карандаши,
фломастеры),изобразительными техниками.
К концу третьего  умеют грамотно отбирать содержание рисунка;
года обучения дети:  умеют передавать характерные признаки предметов и
явлений на основе представлений, полученных из
наблюдений,
в
результате
рассматривания
репродукций, иллюстраций;
 воплощают
в
художественной
форме
свои
представления, переживания, чувства, мысли;
 самостоятельно сочетают знакомые техники;
 разнопланово экспериментируют с художественными
материалами ( краски, восковые карандаши, маркеры,
пастель), инструментами (кисть, карандаш, восковые
карандаши,
пастель,
цветные
карандаши,
фломастеры),изобразительными техниками;
 расширяют,
систематизируют,
детализируют
содержание изобразительной деятельности детей,
активизируют выбор сюжетов о семье;
 при создании пейзажа и сюжетов на тему природы ,
передают изображение животных в движении;
 передают свое представление об историческом
прошлом
Родины
посредством
изображения

31

К концу четвертого 
года обучения дети: 










характерных
деталей
костюмов,
интерьеров,
предметов быта.
умеют грамотно отбирать содержание рисунка;
умеют передавать характерные признаки предметов и
явлений на основе представлений, полученных из
наблюдений,
в
результате
рассматривания
репродукций, иллюстраций;
воплощают
в
художественной
форме
свои
представления, переживания, чувства, мысли;
самостоятельно сочетают знакомые техники;
разнопланово экспериментируют с художественными
материалами ( краски, восковые карандаши, маркеры,
пастель), инструментами (кисть, карандаш, восковые
карандаши,
пастель,
цветные
карандаши,
фломастеры),изобразительными техниками;
расширяют,
систематизируют,
детализируют
содержание изобразительной деятельности детей,
активизируют выбор сюжетов о семье;
при создании пейзажа и сюжетов на тему природы ,
передают изображение животных в движении;
передают свое представление об историческом
прошлом
Родины
посредством
изображения
характерных
деталей
костюмов,
интерьеров,
предметов быта.

32

6. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Мониторинг развития детей в изобразительной деятельности проводится
педагогом для составления плана работы с детьми 2 раза: в начале и конце учебного
года.
Основной метод педагогической диагностики – экспресс-наблюдение проявлений
детей в процессе движения в условиях выполнения обычных или специально
подобранных заданий на основе репертуара программы и включает в себя следующие
параметры:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Компетентность.
Творческая активность.
Эмоциональность ( возникновение «умных эмоций»).
Креативность (творческие проявления).
Произвольность и свобода поведения.
Инициативность.

7.Самостоятельность и ответственность.
8.Способность к самооценке.
Педагог дополнительного образования вносит полученные результаты в таблицу в
начале и конце учебного года. (Приложение № 1)
Отметка о результате освоения модуля программы не является оценкой
успешности ребенка, а необходима педагогу для построения индивидуализации
обучения.

33

Диагностические критерии освоения программы
«Изостудия «Акварелька»»:
Критерии

младший и средний возраст (3-4 года, 4-5 лет)
Высокий уровень
1.

Изобразительные навыки

2.
3.
4.
5.
6.

1.Умение держать
правильно карандаш,
кисть.
Умение проводить
прямые горизонтальные
линии.
Умение проводить
прямые вертикальные
линии.
Умение рисовать
предметы округлой
формы.
Умение ритмично
наносить мазки.
Умение называть
изображение

Средний уровень
1.Умение держать правильно
карандаш, кисть при помощи
взрослого.
2.Умение проводить прямые
горизонтальные линии при
помощи взрослого.
3.Умение проводить прямые
вертикальные линии при
помощи взрослого.
4.Умение рисовать предметы
округлой формы при помощи
взрослого.
5.Умение ритмично наносить
мазки при помощи взрослого.

Уровень ниже среднего
1. Не может правильно
держать карандаш, кисть.
2.Не умеет проводить
прямые горизонтальные
линии.
3.Не умеет проводить
прямые вертикальные
линии.
4.Не умеет рисовать
предметы округлой
формы.
5.Не умеет ритмично
наносить мазки.
6.Не умеет называть
изображение.

Проявление
некоторых
психических
процессов

Креативность
(творческие
проявления)

6.Умение называть
изображение.
1.Искренность,
непосредственность;
2.Увлеченность;
3.Интерес;
4.Творческое воображение;
5.Характер вхождения в образ;
6.Специфические способности.

1.Искренность,
непосредственность;
2.Увлеченность;
3.Интерес;
4.Творческое воображение;
5.Характер вхождения в образ;
6.Специфические способности.

1.Неискренность, нет
непосредственности;
2.Неувлеченность;
3.Нет интереса;
4.Нет творческого
воображения;
5. Нет характера вхождения в
образ.

1. Без труда запоминает технику
рисования.
2. Внимателен на занятиях, не
отвлекается во время рисования.
3. Понимает объяснения,
достаточно точно может
воспроизвести движения рук.

1. Без труда запоминает технику
рисования.
2. Внимателен на занятиях, не
отвлекается во время рисования.
3. Понимает объяснения,
достаточно точно может
воспроизвести движения рук.

1. С трудом запоминает
технику рисования.
2. Невнимателен на
занятиях, отвлекается во
время рисования.
3.Непонимает объяснения,
достаточно точно не может
воспроизвести движения рук.

34

Проявление
некоторых
психических
процессов

Креативность (творческие
проявления)

Эмоциона
льная
сфера

Изобразительные навыки

Критерии

старший возраст (5-6 лет, 6-7 лет)
Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

1.Нахождение адекватных
выразительно-изобразительных
средств для создания
художественного образа;
2.Склонность к
экспериментированию с
художественными материалами и
инструментами;
3.Индивидуальный подчерк
детского рисунка;
4.Самостоятельность при выборе
темы.
Умеет выражать свои чувства в
рисунке.

1.Нахождение адекватных
выразительно-изобразительных
средств для создания
художественного образа;
2.Склонность к
экспериментированию с
художественными материалами и
инструментами;
3.Индивидуальный подчерк
детского рисунка;
4.Самостоятельность при выборе
темы.
Иногда выражаеть свои чувства в
рисунке.

1.Не может найти адекватные
выразительно-изобразительные
средства для создания
художественного образа;
2.Нет склонности к
экспериментированию с
художественными
материалами и инструментами;
3.Нет индивидуального
подчерка детского рисунка;
4. Нет самостоятельности при
выборе темы.
Не умеет выражать свои
чувства в рисунке.

1. С удовольствием рисует,
придумывает оригинальные
композиции.
2.Способность к интерпретации
художественных образов.
3.Оригинальность и
вариативность как способов
решения творческой задачи, так и
результата детского творчества.
4.Самостоятельность при выборе
сюжета, композиции.

1. С удовольствием рисует,
придумывает оригинальные
композиции.
2.Способность к интерпретации
художественных образов.
3.Оригинальность и вариативность
как способов решения творческой
задачи, так и результата детского
творчества.
4.Самостоятельность при выборе
сюжета, композиции.

1. Искренность,
непосредственность;
2.Увлеченность;
3.Интерес;
4.Творческое воображение;
5.Характер вхождения в образ.

1. Искренность,
непосредственность;
2.Увлеченность;
3.Интерес;
4.Творческое воображение;
5.Характер вхождения в образ.

1. Без удовольствия рисует, не
придумывает оригинальные
композиции.
2. Нет способности к
интерпретации
художественных образов.
3.Нет оригинальности и
вариативности как способов
решения творческой задачи,
так и результата детского
творчества.
4. Не выбирает сюжета,
композиции.
1.В рисунках нет чувства
искренности,
пепосредственности.
2.Нет увлеченности;
3.Не проявляет интереса;
4. Не проявляется творческое
воображение;
5.Нет вхождения в образ.

Формой подведения итогов реализации программы «Изостудия «Акварелька»»
являются тематические выставки, открытые занятия, участие в районных и городских
конкурсах детского творчества.

35

7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
7.1. Кадровое обеспечение образовательной деятельности.
Занятия по программе дополнительного образования «Изостудия «Акварелька»»
проводит педагог дополнительного образования.
Требования к педагогу дополнительного образования определены Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26
августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного
справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»».
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции,
студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу
работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по направлению
"Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

36

7.2.

Методическое обеспечение программы.

1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду
2. Горяева Н.А. Маленький художник : Пособие для работы с детьми 3-4,4-5,5-6.,
3. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки.,
4.Серия «Мир в картинках»
Филимоновская народная игрушка.-М.: Мозаика-Синтез,
Городецкая роспись по дереву .-М.: Мозаика-Синтез,
Полхов –Майдан. .-М.: Мозаика-Синтез,
Каргополь-народная игрушка.-М.: Мозаика-Синтез,
Хохлома. .-М.: Мозаика-Синтез,
Гжель. -М.: Мозаика-Синтез,
6.Рабочие тетради. -М.: Мозаика-Синтез,
Волшебный пластилин. -М.: Мозаика-Синтез,
Городецкая роспись. -М.: Мозаика-Синтез,
Дымковская игрушка. -М.: Мозаика-Синтез,
Филимоновская игрушка. -М.: Мозаика-Синтез,
Хохломская роспись. -М.: Мозаика-Синтез,
Простые узоры и орнаменты. -М.: Мозаика-Синтез,
Узоры Северной Двины. -М.: Мозаика-Синтез,
Сказочная Гжель. -М.: Мозаика-Синтез,

37

7.3. Материально-техническое обеспечение.
Оборудование:
 столы;
 стулья.
Атрибуты:
 акварельные краски;
 гуашь;
 восковые и масляные мелки;
 Свеча;
 ватные палочки;
 поролоновые печатки;
 коктейльные трубочки;
 палочки или старые стержни для процарапывания;
 матерчатые салфетки;
 стаканы для воды (неразливайка двойная);
 подставки под кисти;
 кисти разных размеров;
 подставки под карандаши;
 маркеры;
 фломастеры;
 пастель;
 цветные карандаши;
 простые карандаши;
 гелевые ручки;
 альбомные

листы;

 фартуки;
 салфетки бумажные
 стиральные резинки.
Технические средства:
 магнитные доски;
 мольберт;
 интерактивная доска.

38

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет
технике рисования.-М.: Мозаика –Синтез, 2010.
2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей
группе детского сада. Конспекты занятий.-М.: Мозаика –Синтез, 2010.
3. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе
детского сада. Конспекты занятий.-М.: Мозаика –Синтез, 2010.
4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе
детского сада. Конспекты занятий.-М.: Мозаика –Синтез, 2010.
5. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной
группе детского сада. Конспекты занятий.-М.: Мозаика –Синтез, 2010.
6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
7. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
8.Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников:
методическое
пособие
для
воспитателей
дошкольных
образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
9.Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. –
128с.
10. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного
возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ
«Сфера», 2004 – 128
11.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз –
Дидактика», 2006. – 108с.
12. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей».
2006. – 128с.
13.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.:
КАРО, 2007. - 96с.

39

ПРИЛОЖЕНИЕ
Мониторинг развития детей в изобразительной деятельности
по программе дополнительного образования детей дошкольного возраста
«Изостудия «Акварелька»»

Имя Ф. ребенка

Изобразительные
навыки

Эмоциональная сфера

н.г.

к.г

к.г

н.г.

Креативность
(творческие
проявления)
к.г
н.г.

Проявление
некоторых
психических
процессов
н.г.
к.г

итого
н.г.

к.г

Обработка анкет:
1 балл – низкий уровень
2 балла – средний уровень
3 балла – высокий уровень
Оценка педагогом результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов):
1-6 балла – программа в целом освоена на низком уровне;
7-13 баллов – программа в целом освоена на среднем уровне;
14-18 баллов – программа в целом освоена на высоком уровне.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».